Французские сюиты Иоганна Себастьяна Баха
По мнению "Нью-Йорк Таймс", Иоганн Себастьян Бах занял первое место в списке самых влиятельных композиторов мира. Его музыка вдохновляла Бетховена и Моцарта на создание величайших произведений. Наследие самого Баха составляет более тысячи произведений, покрывающих все музыкальные жанры, кроме оперных. Его называют непревзойденным мастером полифонии.
Жанры музыки Баха
Иоганн Себастьян начал свою карьеру, сочиняя церковную музыку в традиционных религиозных жанрах, однако вскоре перешел к более светским. В светской музыке Бах нашел для себя ту свободу самовыражения, которой ему недоставало в церковной.
Сначала Бах имитировал произведения других композиторов, затем стал сочетать различные жанры в одном произведении. Фуга позволила Баху проявить его гений полифонии, в то время как сюиты раскрыли эмоциональную глубину, причем требовался всего один инструмент.
Бах писал музыку для множества различных инструментов, несмотря на то, что при жизни был знаменит своей виртуозной игрой на органе. Очень много произведений композитор написал для флейты, скрипки, клавесина и клавира.
Сюиты для клавира
Его произведения вывели светскую музыку на совершенно новый уровень, особенно ярко это прослеживается в сборниках сюит для клавира. Всего их было издано три: «Французские сюиты», «Английские сюиты» и «Партиты для клавира».
На протяжении всей его карьеры Бах совершенствовал строение и содержание сюиты, добавляя все новые партии, меняя инструменты и углубляя звучание. В этих сборниках собраны сюиты, над которыми композитор работал с 1718 до 1730 года. Они отличаются формой, композицией и содержанием.
В каждом сборнике 6 сюит с одинаковой конструкцией – они состоят из четырех основных частей. В каждом из циклов композитор добавляет дополнительные части, например прелюдии. Французские сюиты Баха отличаются простотой композиции и легкостью исполнения.
Что такое сюита?
С французского языка сюита переводится как «последовательность». Исторически сюита состояла из нескольких музыкальных частей, сильно контрастирующих между собой. Это построение тянулось из традиции сочетать танцы – медленные и торжественные сразу после живых и легких.
Затем сюита стала менее контрастной. Стандартная композиция камерных сюит сложилась в семнадцатом веке в Германии, частично ее укрепил сам Бах. Сегодня композицию составляют четыре части:
- аллеманда;
- куранта;
- сарабанда;
- жига.
Каждая из этих частей представляет собой старинный танец.
Элементы сюиты
Аллеманда – название танца, особенно популярного во времена барокко. Оно произошло от французского слова allemande, в переводе обозначающего «немецкий». Корни этого прародителя вальса идут из Германии XVI века. Французские сюиты Баха отличаются тем, что композитор много экспериментировал с аллемандой, иногда заставляя ее звучать как прелюдия.
Куранта – французский танец, популярный в XVI веке, отличающийся быстрым темпом. Во времена Иоганна Себастьяна Баха куранта потеряла свою популярность, но осталась элементом сюиты, в котором композитор сосредотачивал эмоциональную нагрузку произведения.
Сарабанда – испанский народный танец. Его первоначальная форма была слишком фривольной и откровенной, и церковь, не сумев запретить, решила его облагородить, превратив в похоронную мелодию со сниженным темпом. Во времена Баха сарабанда стала снова популярна, но уже в значительно «окультуренном» виде.
Жига – еще один танец эпохи барокко, корни которого идут из Англии. Это единственный из элементов сюиты, который никогда не был танцем высшего общества. Первая французская сюита до минор выделяется тем, что Бах совершенно изменил темп жиги.
Кроме этих четырех обязательных частей, в сюите могут присутствовать прелюдия и дополнительная часть, обычно проигрываемая между последними двумя.
Французские сюиты Баха
Сам композитор не давал своим сюитам названий, «французскими» их назвал первый биограф Баха Иоганн Форкель. Он упоминал, что эти шесть музыкальных произведений написаны во французском стиле клавесинной музыки.
Из всех сюит, написанных композитором, французские – самые простые по содержанию и исполнению. Однако они не так просты по композиции, как английские, и не так сложны, как партиты, которые сочинил Бах. Французские сюиты, аллеманда которых иногда похожа на прелюдию, кроме девиаций в привычном ритме, содержат еще несколько необязательных частей между сарабандой и жигой. Хотя композитор всегда оставался верен стандартной схеме: сначала аллеманда, затем куранта, за нею сарабанда, после которой один или несколько дополнительных элементов, а в завершение сюиты – жига.
Содержание цикла французских сюит
Цикл французских сюит состоит из шести произведений, отличающихся по номерам или названиям тональностей:
- Первая – сюита ре минор. Она состоит из аллеманды, куранты, сарабанды, менуэта и жиги. Причем последняя отличается совершенно иным темпом – 2/2.
- Вторая – сюита до минор. В ней между сарабандой и жигой находятся три необязательных части – одна ария и два менуэта.
- Третья – французская сюита си минор. Примечательная сюита с тремя дополнительными частями, гавотом, менуэтом и трио.
- Четвертая – сюита ми-бемоль мажор. Кроме основных частей, она содержит еще гавот, арию и менуэт.
- Пятая – сюита соль мажор. В ней между двумя последними обязательными элементами находятся гавот, лура и бурре.
- Шестая – сюита ми мажор с дополнительными гавотом, полонезом, бурре и менуэтом.
Несмотря на то что Бах не уклонялся от привычной композиции, его сюиты полны новшеств и типичных для композитора влияний извне. Они насыщены новыми ритмами, мелодиями и даже полифонией. Между сарабандой и жигой можно услышать гавот, полонез или менуэт, а сама сарабанда во всех шести сюитах чрезвычайно мелодична и эмоциональна.