Рефрены - это повторяющиеся фрагменты в поэзии, прозе и музыке. Примеры в литературе

Рефрены – это повторяющиеся мотивы в музыкальных или литературных произведениях. Они являются главной темой, определяющей форму произведения. Подобные повторы впервые возникли еще в античной культуре, но получили существенное развитие в произведениях средневековых авторов. В поэзии рефрены встречаются довольно часто, они придают стихам мелодичность, звучность и создают своеобразный смысловой акцент.

Рефрен в музыке

Большинство музыкальных произведений, независимо от направления, в котором они созданы, содержат повторы. Рефрены – это припевы в песнях. В музыкальной терминологии это слово обозначает явление, характерное, прежде всего, для такой формы, как рондо. Значение слова "рефрен" в переводе с французского языка – глагол «повторять». Выразительное средство, которое встречается сегодня в музыке, поэзии и даже прозе, имеет французское происхождение, поскольку является неотъемлемой частью баллады. Этот жанр окончательно сформировался в позднем Средневековье именно во Франции.

Баллада

Этот термин присутствует и в литературоведении, и в музыковедении. Первые баллады появились в ранней средневековой культуре, но тогда четкой структуры они еще не имели. Позже, когда этот термин стал означать музыкальный или поэтический жанр, в нем установились формальные признаки. Основной из них – присутствие повторов.

Рефрен – это (в литературе и музыке) выразительные средства, характерные в первую очередь для баллады. Первые примеры поэтических произведений в этом жанре возникли во французской литературе. Позже структуру баллады применяли различные авторы, в разные времена. В русской поэзии XX века немало примеров. Один из них – «Баллада о прокуренном вагоне», где можно видеть множество повторов. В качестве рефренов Александр Кочетков использовал несколько фраз.

В творчестве более поздних авторов также встречается рефрен. Это в литературе часто встречающееся явление может быть не только признаком баллады. Повторы использовали в своих стихах и авторы, творения которых не относятся к этому старинному жанру.

Поэзия XX века

Рефрены – это повторяющиеся фразы, которые могут быть разделены строками. Но чаще они вводятся в конце строфы. В творчестве поэтов Серебряного века подобные стилистические приемы встречаются довольно часто. В стихотворении Марины Цветаевой «Вчера еще в глаза глядел» риторическим вопросом заканчивается каждая вторая строфа. В словах «Мой милый, что тебе я сделала?» заключается исконно женский вопрос и идея того, что любовь, какая бы она сильная ни была, рано или поздно уходит. Таким образом, рефрен здесь не только придает произведению стройность и мелодичность, но и несет важную смысловую нагрузку.

В стихотворении «Зимняя ночь» рефреном выступает двустишие «Свеча горела на столе, свеча горела». И этот повтор в произведении Бориса Пастернака выполняет символическую функцию. Строки принадлежат главному герою романа «Доктор Живаго». Персонаж Пастернака однажды, в холодный февральский вечер, увидел в небольшом окне мягкий нежный свет. Позже он написал стихотворение, где свеча является символом тихого счастья и уединения. С помощью этого символа автор передал чувства, которые он испытал, когда вдруг в чужом окне увидел словно частицу недостижимого для него счастья.

Военная поэзия

Рефрены – это художественные приемы, которые чаще встречаются в лирических произведениях. В поэзии военной поры, где основной темой выступать могли не только патриотические мысли, но и темы разлуки и долгого ожидания, присутствуют также эти стилистические средства. Яркий пример – легендарное стихотворение «Жди меня, и я вернусь». Рефреном в строках Константина Симонова выступает всего два слова. И слова эти – «жди меня». В стихах, которые стали почти молитвой для тысячи женщин во время войны, заключено убеждение автора, что только с помощью любви и преданного ожидания любимой солдат сможет вернуться домой живым.

Проза

Не только в поэзии встречается рефрен. Примеры из литературы свидетельствуют о том, что этот поэтический прием вполне гармонично может существовать и в прозе. Однако речь идет, несомненно, о произведениях небольшого объема. Цитата из стихотворения неизвестного автора встречается несколько раз в творении Тургенева «Как хороши, как свежи были розы». Этот рефрен придает музыкальность и лиричность произведению, которое можно отнести, благодаря поэтическим повторам, к совершенно уникальному жанру – стихотворению в прозе.

Но и рассказы, не имеющие лирического сюжета, могут заключать в себе рефрены. Такие примеры можно увидеть в прозе Сергея Довлатова. У этого автора, которого называют нередко мастером сверхкороткой прозы, есть рассказ под названием «Когда-то мы жили в горах». Эти слова здесь повторяются неоднократно. Они придают законченность небольшому произведению. И этот печальный, но не лишенный иронии рассказ, как и многое другое в прозе Довлатова, подтверждает необыкновенную поэтичность его стиля.

Комментарии