Ведение бухгалтерии в ООО самостоятельно
Ведение фирмы (бухгалтерия) - работа достаточно трудоемкая. Она требует определенных знаний и навыков. Существенно облегчает задачу выбор спецрежима налогообложения. Тем не менее, необходимо знать некоторые тонкости и детали для правильного составления и своевременной сдачи документации. Рассмотрим далее, как осуществляется ведение бухгалтерии в ООО. В статье будет также рассказано о требованиях к документации, сроках предоставления отчетности, ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение предписаний.
Общие требования
Ведение бухгалтерии в ООО на УСН начинается со следующего:
- Утверждения финансовой политики компании.
- Разработки и утверждения форм регистров.
- Определения входящих остатков по счетам, если компания не восстанавливает данные по таким источникам, как:
- учредительная документация ("Уставной капитал" сч. 80);
- банковские выписки, кассовые документы, авансовые отчеты ("Касса" сч. 50, "Расчетные счета" сч. 51, сч. 71);
- акты сверки с кредиторами/дебиторами (счета 60 и 62);
- инвентаризационные документы по остаткам в производстве, на складе ("Готовая продукция" сч. 43, "Товары" сч. 41, "Материалы" сч. 10);
- акты сверки с социальными фондами и ИФНС;
- расчетно-платежные ведомости;
- карточки форм НМА-1, ОС-6а (ОС-6).
Разъяснения
Ведение бухгалтерии в ООО, работающем на упрощенной системе, обязательно с 2013 года. Однако перед тем, как начинать составление отчетности, необходимо разработать и утвердить финансовую политику компании. В документации устанавливаются методы и способы бухучета, формы первичной документации, которые будут использоваться. Финансовая политика должна отражать мероприятия на год вперед. Только после ее разработки и утверждения можно начинать непосредственное ведение бухгалтерии в ООО.
Специфика процесса
Ведение учета в бухгалтерии предполагает составление баланса и отчета об убытках и прибыли. При этом нет необходимости осуществлять расчет курсов инвалют, поскольку все сделки оцениваются по показателям, действовавшим на дату их совершения. Ведение бухгалтерии предприятий необходимо для получения достоверной и полной информации о финансовой деятельности компаний, перемещении средств, итогах хозяйственной деятельности. Заполненная документация предоставляется заинтересованным пользователям, а также сдается в контрольные инстанции. Ответственность за ведение бухгалтерии организации несет непосредственно ее руководитель. Если у директора недостаточно навыков или знаний по этому вопросу, он вправе поручить составление отчетности специализированным компаниям. Также в штате может присутствовать сотрудник, в обязанности которого будет входить формирование документации. Некоторые руководители, имеющие достаточный опыт, предпочитают самостоятельное ведение бухгалтерии.
Особенности упрощенной системы
УСН предусматривает, что в компании существует ограничение по численности персонала. Количество рабочих мест не должно быть больше ста. Это обусловлено тем, что упрощенный режим предусмотрен исключительно для представителей малого бизнеса. Находясь на УСН ООО выплачивает один из двух установленных налогов. Рассмотрим их.
6% или 15%
Законодательство предусматривает два вида налога. Первый - сбор с дохода. Он составляет 6%, второй - с дохода минус расход (15%). Первый тип подойдет для тех компаний, которые занимаются преимущественно предоставлением арендных, бухгалтерских, юридических услуг, ремонтными работами. Такая деятельность не требует первоначальных вложений или серьезных затрат. Налог в 15% чаще всего используется компаниями, занимающимися строительством, дистанционной или иной торговлей. Недостатком второго варианта является то, что налог выплачивается, даже если расходы превышают доходы.
Другие сборы
Кроме указанных выше налогов, ООО выплачивает:
- НДФЛ с зарплаты сотрудников и дивидендов.
- Страховые взносы.
- Налог на имущество.
Что касается последнего, то он подлежит выплате и при использовании УСН. Такое требование действует с 2015 года. Ранее этот налог был отменен, но затем введен вновь.
Предприятие освобождается от уплаты:
- Коммунальных налогов.
- НДС.
- Налога на прибыль и ряда других.
Из приведенных выше сведений можно сделать вывод, что принципиальным отличием упрощенной системы от обычной выступает существенное сокращение количества взимаемых налогов и, соответственно, расчетов по ним. Ведение бухгалтерии в ООО, таким образом, занимает намного меньше времени.
Важный момент
В случае необходимости компания может изменить объект обложения. Однако при этом следует соблюсти установленные временные рамки. Изменение объекта обложения можно осуществить исключительно по окончании отчетного периода. До 31.12 текущего года необходимо подать заявление (можно в произвольной форме) в налоговую инспекцию по адресу регистрации компании.
Кто может использовать упрощенный режим?
Применять УСН допускается ООО, которые:
- Не имеют собственных представительств или филиалов.
- Не занимаются страховой (НПС в том числе), банковской деятельностью, игорным бизнесом, не являются ломбардом.
- Не относятся к бюджетным или зарубежным предприятиям.
- Не являются участниками финансовых рынков или инвестиционными фондами.
- Совокупная балансовая стоимость нематериальных и основных средств не больше 1 млн р.
- Доход за прошлые 9 мес. - меньше 45, за год - менее 60 млн р.
Что сдавать в ФНС?
Заполнение документации имеет свои сложности осуществляется по установленному порядку. Например, ведение домашней бухгалтерии не требует соблюдения законодательных предписаний и, что немаловажно, регулярной сдачи в контрольные службы. Руководителю или уполномоченному сотруднику необходимо знать, какую документацию следует предоставлять. В нее входит:
- Декларация по упрощенному режиму.
- Бухгалтерский баланс (ф. №1).
- Отчет об убытках и прибыли (ф. №2).
- Документация по среднему числу работников.
Сроки сдачи отчетности
Отчетность сдается раз в год. Квартальная документация используется для внешних или внутренних пользователей. Ее подавать в надзорный орган нет необходимости. Указанные выше отчетности следует предоставить до 31 марта следующего периода. Исключением является документация о численности сотрудников. Эта отчетность сдается до 20 января следующего периода.
Составление отчета
Те предприниматели, которые осуществляют ведение бухгалтерии в ООО самостоятельно, должны знать, что при отсутствии коммерческой деятельности соучредители не обязаны платить взносы в ПФ либо налоги. В соответствии с действующим законодательством, в отчетности указывается и величина балансовой прибыли либо убытков, и отдельные их элементы. В документации обозначаются:
- Операционные доходы и расходы.
- Убытки/поступления от реализационной деятельности.
- Некоммерческие расходы/доходы (штрафы, долги).
Кроме этого, в отчетности отражаются производственные затраты, управленческие и коммерческие издержки, налоговая сумма, подлежащая выплате, а также чистая реализационная прибыль. Доходы рассчитываются методом начисления с момента, когда контрагент выполняет свои обязательства.
Ответственность
Руководителям, осуществляющим ведение бухгалтерии в ООО самостоятельно, необходимо учесть, что по долговым обязательствам компания отвечает своим уставным капиталом. При неправильном составлении финансовых документов, нарушении сроков предоставления в контрольные органы предусматриваются санкции. Если компания уклоняется от сдачи отчетности, предоставляет заведомо ложные или искаженные сведения о поступлениях, уничтожает умышленно документы, руководителю грозит административная ответственность. Уголовное наказание предусмотрено за задолженность по налогам, если сумма превышает 1 млн р. При этом погашение обязательств перед бюджетом не гарантирует отказа от начала производства по УК. При неправильном исчислении налога руководителю грозит штраф, составляющий 20% от недополученной суммы.
Особенности сдачи документации
В Фонд соцстрахования руководитель предприятия предоставляет:
- Ведомость, отражающую средства.
- Отчет, которым подтверждается вид деятельности компании.
По окончании финансового года осуществляется расчет по пенсионным взносам и налогу на землю. В ПФ следует сдать:
- Документацию по доходам сотрудников.
- Декларацию по земельному, транспортному налогам.
Если даже на предприятии нет наемных работников, а хозяйственная деятельность не осуществляется, сдавать отчетность необходимо. В этом случае она будет нулевой.
Изменения
С 2016 года регионы могут сами устанавливать льготные ставки по налогам. Это положение распространяется на ООО, работающие по УСН. Льготная ставка может действовать и для определенных сфер деятельности, и для конкретных плательщиков. Изменение введено и для минимального размера тарифа. Теперь он составит 3%, вместо 5%, как было в предыдущем году. Применить такую ставку можно только по формуле разности между доходной и расходной частями и на протяжении пяти лет с 2017 г. Сдача отчетности с 2016 года осуществляется в электронном виде. Ужесточилась ответственность за нарушения. Так, при наличии ошибок в документации штраф увеличен до 5-10 тыс. руб. в случае первого нарушения, до 10-20 тыс. р. - при повторном. Кроме этого, бухгалтер может быть снят с должности на несколько лет. Основными средствами с 2016 года считается имущество со стоимостью от 100 тыс. р. (включительно).
Переход на упрощенную систему
В целом процедура не сопровождается какими-либо сложностями. Тем не менее, соблюсти общий порядок необходимо и учесть ряд нюансов. Перейти на УСН можно, подав заявление:
- Непосредственно после регистрации компании (в течение 5 дней).
- В любое время и начать использовать УСН со следующего года.
В заявлении необходимо указать:
- Сумму доходов за предыдущие 9 мес.
- Общее число работников.
- Стоимость НМА.
- Основные средства.
- Объект налогообложения.
В связи с тем, что законодательство не устанавливает каких-либо дополнительных требований, подачу заявления осуществляют один раз. При переезде на новое место или при наступлении нового отчетного периода повторно заполнять документ не нужно.
Основные условия перехода
Переход на УСН допускается, если:
- Размер дохода за предыдущие 9 мес. (идущие подряд) не больше 45 млн. р.
- Общее число сотрудников не более 100.
- НМА и ОС - не превышает 100 млн. р.
- Участие сторонних компаний составляет не больше 25%.
Законодательство предусматривает условия для прекращения использования упрощенного режима. К ним относят:
- Добровольное решение руководства компании осуществить переход на ОСНО.
- Компания перестала соответствовать условиям, при которых допускается использование упрощенного спецрежима.
Если на предприятии нет работников, по итогам года в налоговую службу сдается декларация по используемой системе обложения до 30 апреля.