Внутришкольный контроль. Внутришкольный контроль по учебной работе. План внутришкольного контроля
Внутришкольный контроль 2014/2015 г. представляет собой всестороннее исследование и анализ образовательного процесса. Он необходим для координации деятельности педагогов согласно поставленным задачам.
Актуальность вопроса
Результативность управления образовательным и воспитательным процессами в большой степени зависит от того, насколько хорошо руководителю заведения известно реальное положение дел. Координирование деятельности участников процесса осуществляет директор. Внутришкольный контроль по ФГОС направлен в первую очередь на обеспечение высокого качества образования, всестороннего развития подрастающего поколения. В ходе него проводится проверка и учет выполнения указаний руководителя, эффективность предпринятых мероприятий, выявляются причины тех или иных недостатков. Внутришкольный контроль по воспитательной работе и образовательному процессу включает в себя анализ достигнутых показателей. Он выступает в качестве исходного пункта нового управленческого цикла, предполагает постановку новых задач.
Общая характеристика
Внутришкольный контроль по учебной работе является многосторонним и сложным процессом. Он отличается определенной закономерной упорядоченностью, наличием взаимосвязанных элементов, каждый из которых наделен конкретными функциями. Внутришкольный контроль по учебной работе и внеклассной деятельности по методам и форме организации будет различным. В отличие от инспектирования, он осуществляется субъектами образовательного заведения. Целью его выступает формирование общей картины положения дел в учреждении, выявление недостатков и их причин, оказание практической и методической помощи преподавателям. Внутришкольный контроль в школе может принимать различные формы:
- Административную.
- Взаимную.
- Коллективную.
Структура
План работы внутришкольного контроля предполагает систематическое исследование жизнедеятельности образовательного учреждения, труда преподавателя, внеклассных мероприятий. Анализу подвергаются все стороны деятельности:
- Разнообразие домашних заданий.
- Индивидуальная работа с учениками.
- Проверка и оценка полученных знаний.
- Планирование.
- Техническая и дидактическая подготовка к занятию.
Принципы
Внутришкольный контроль в начальной школе и старших классах должен быть:
- Стратегически направленным.
- Соответствующим делу (методы должны быть адекватны ситуации и объекту).
- Нормативным.
- Своевременным.
- Действенным.
- Доступным.
Цели
На их основании выстраивается план внутришкольного контроля на год. В качестве основных целей выступают:
- Достижение соответствия развития и функционирования педагогического процесса требованиям госстандарта.
- Последующее совершенствование образовательной и воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей детей, их интересов, возможностей, состояния здоровья.
Задачи
План внутришкольного контроля должен четко отражать мероприятия, которые будут проводиться для достижения поставленных целей. К основным задачам необходимо отнести:
- Периодическую поверку исполнения требований госстандартов по разным предметам.
- Формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к процессу получения знаний, навыков, умений.
- Систематический контроль качества преподавания дисциплин, соблюдения педагогом научно-обоснованных нормативов, требований к содержанию, методам и формам учебной и внеклассной деятельности.
- Поэтапный анализ процесса усвоения знаний детьми, уровня их развития, владения методами самостоятельного образования.
- Содействие педагогам в учебной и внеклассной деятельности, совершенствовании ими своих навыков.
- Исследование опыта работы преподавателей.
- Непрерывная проверка исполнения программ и принятых управленческих решений.
- Формирование связи внеклассной и образовательной деятельности.
- Диагностика состояния педагогического процесса, обнаружение отклонений от запрограммированных результатов в работе преподавательского состава в целом и отдельных его членов в частности, создание условий для проявления заинтересованности и установления доверия, совместного творчества.
- Разработка наиболее результативных техник преподнесения материала.
- Усиление ответственности преподавателей, внедрение новых методик и приемов в практику.
- Совершенствование контроля ведения и состояния документации.
Функции
Положение о внутришкольном контроле принимается на руководящем уровне. Мероприятия, включенные в программу, должны обеспечить достижение поставленных целей при реализации следующих функций:
- Обратной связи. Без полной и объективной информации, поступающей непрерывно к руководителю и отражающей процесс исполнения задач, директор не сможет осуществлять эффективное управление и принимать мотивированные решения.
- Диагностики. Эта функция предполагает аналитический срез и оценку состояния исследуемого объекта на основе сопоставления с заранее выбранными показателями повышения качества и эффективности работы. Преподаватель должен иметь полное и ясное представление о критериях оценки, уровне требований к развитию ребенка.
- Стимулирующей функции. Она предполагает трансформацию контроля в механизм развития творческого начала в работе педагога.
Модернизация процесса
Она предполагает изменение действующих организационно-правовых аспектов управленческой деятельности. Этот процесс, в свою очередь, касается процедур регламентации и оценки работы образовательного заведения. Лицензирование и аттестация учреждения позволяет пользователям получать полные и достоверные сведения о соответствии результатов и условий в конкретном заведении принятым государственным стандартам. В этом случае само учреждение должно проводить внутришкольный контроль, который выступает в качестве первого и наиболее важного этапа управленческой деятельности.
Базовый компонент
Внутришкольный контроль должен сводиться к минимуму объектов изучения. В данном случае необходимо выбрать приоритетные направления аналитической деятельности. Данный минимум именуется базовым компонентом. Его присутствие позволяет готовить учреждение к аттестации, сохранять целостность всего образовательного и внеклассного процессов, гарантировать нормативы выпускникам. Вместе с этим заведение может следовать программной документации по модернизации системы. Для этого может быть расширен план внутришкольного контроля благодаря вариантной части.
Изучение деятельности педагогического состава
Внутришкольный контроль предполагает оценку качества исполнения нормативных документов, решений педсоветов, рекомендаций научно-практических конференций и производственных совещаний. Изучается деятельность методических объединений, процесс повышения квалификации преподавателей, самообразования. Учебно-материальная база подвергается проверке по таким критериям, как:
- Хранение и использование ТСО и наглядных пособий.
- Совершенствование кабинетной системы.
- Ведение документации, делопроизводство.
- Деятельность образовательно-воспитательного персонала и так далее.
Тематическая проверка
Характеризуя внутришкольный контроль, особое внимание следует уделить рассмотрению его методов, видов и форм. В настоящее время вопрос по их классификации является предметом многочисленных дискуссий. В настоящее время выделяют несколько основных видов контроля. Тематическая проверка направлена на углубленное исследование какого-либо определенного вопроса:
- в деятельности коллектива или отдельной группы педагогов, а также одного преподавателя;
- на младшей либо старшей ступени образования;
- в системе эстетического или нравственного воспитания детей.
Содержание такого анализа, таким образом, формируется разными направлениями образовательного процесса, частными проблемами, изучаемыми целенаправленно и глубоко.
Фронтальная проверка
Она направлена на всестороннее исследование деятельности как отдельного преподавателя, так и группы или всего коллектива. Фронтальный внутришкольный контроль - достаточно трудоемкий процесс. В этой связи часто его проводить не представляется возможным. Рекомендуется осуществлять такую проверку не больше 2-3 раз в году. В процессе изучения деятельности конкретного преподавателя исследуются все мероприятия, которые он проводит в той или иной сфере (управленческой, образовательной, внеклассной, общественной и пр.). Фронтальный внутришкольный контроль учреждения предполагает анализ всех аспектов его функционирования. В частности, проверяется финансово-хозяйственная деятельность, мероприятия, проводимые с родителями, организация самого образовательного процесса и так далее.
Персональная проверка
Такой внутришкольный контроль устанавливается за деятельностью конкретного педагога, классного руководителя, другого сотрудника, участвующего в образовательном и внеклассном процессе. Эта проверка может быть и тематической, и фронтальной. Поскольку деятельность всего коллектива складывается из работы каждого конкретного его члена, персональный контроль вполне обоснован и необходим. Для отдельного преподавателя такая проверка выступает в качестве средства самооценки, стимулирующего фактора в дальнейшем профессиональном развитии. Не исключаются случаи, когда результаты контроля отражают низкий уровень подготовки, некомпетентность, отсутствие роста, а в ряде случаев профнепригодность сотрудника.
Обобщающие формы
Внутришкольный контроль может быть направлен на исследование комплекса факторов, оказывающих влияние на формирование коллектива класса в ходе образовательной и внеобразовательной деятельности. Предмет изучения в этом случае - мероприятия, которые проводятся педагогами в одном классе. Исследуется система работы по дифференциации и индивидуализации обучения, развитию мотиваций и познавательных потребностей детей. Оценивается также динамика успеваемости по нескольким периодам или в течение одного конкретного срока, состояние дисциплины, культуры поведения и так далее. Предметно-обобщающая форма применяется тогда, когда изучение направлено на состояние и качество преподнесения знаний по конкретной дисциплине в одном или параллельных классах, а также по всему учреждению в целом. Такой внутришкольный контроль предполагает привлечение и администрации, и представителей методических объединений. Тематически-обобщающая форма в качестве основной цели ставит исследование деятельности различных преподавателей в разных классах по конкретным направлениям процесса. К примеру, проверяется применение краеведческого материала в ходе обучения либо формирование базы эстетической культуры детей на уроках естественного направления и пр. Комплексно-обобщающая форма используется в ходе контроля организации изучения нескольких предметов нескольких педагогов в одном и более классах.
Методы
В процессе внутришкольного контроля руководство должно получить полную и достоверную информацию о положении дел. Для достижения этой цели используются различные методы. Среди наиболее популярных и эффективных стоит отметить:
- Наблюдение.
- Письменную и устную проверку.
- Беседы.
- Анкетирование.
- Исследование передового преподавательского опыта.
- Диагностику.
- Хронометрирование.
Все используемые методы дополняют друг друга.
Объекты проверки
В рамках внутришкольного контроля исследуются:
Образовательный процесс. В нем объектами проверки становятся:
- Реализация учебных программ.
- Продуктивность деятельности педагога.
- Уровень навыков и знаний учащихся.
- Индивидуальная деятельность с одаренными детьми.
- Навыки методов самопознания учащихся.
- Эффективность внеклассной предметной деятельности.
Воспитательный процесс:
- Эффективность деятельности классных руководителей.
- Уровень воспитанности и общественной активности детей.
- Участие родителей в процессе.
- Качество проведения общешкольных мероприятий.
- Уровень физподготовки и состояния здоровья детей.
- Качество профилактики с педагогически запущенными обучающимися.
Этот метод контроля используется во многих учреждениях. К педагогической документации относят:
- Алфавитную книгу записи детей.
- Личные дела учеников.
- Журналы факультативных мероприятий.
- Книги учета выданных аттестатов.
- Классные журналы.
- Протоколы заседаний педагогического и других советов.
- Журналы по группам продленного дня.
- Книгу учета золотых и серебряных медалей.
- Журнал замещения уроков.
- Книгу приказов и так далее.
В школьной документации отражаются качественные и количественные характеристики образовательного и воспитательного процессов. Сам факт присутствия разнообразной документации в учреждении указывает на богатство информации, которую сотрудники получают при ее использовании. При необходимости можно обратиться в архив для получения сведений за прошлые периоды. Это позволит провести сравнительный анализ, имеющий особую ценность для прогностической деятельности.