Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях: значение и роль
Восемнадцатого апреля была подписана Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях. В ней было регламентировано установление и прекращение их, учреждение представительств и все их функции, установлены дипломатические классы - поверенный в делах, посланник и посол, упорядочено аккредитование глав дипломатических представительств и подведомственного персонала.
Иммунитеты
Конвенцией определены иммунитет и привилегии в целом дипломатического представительства и сугубо личные иммунитеты и привилегии технического и дипломатического персонала. Наиболее важным считается неприкосновенность помещения. Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях запрещает властям государств пребывания входить без согласия самого главы представительства. Напротив, власти должны охранять представительства от любого вторжения и даже незначительного нанесения ущерба, от нарушения спокойствия представительства. Дипломатические привилегии и иммунитеты в свете положений Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. налагают на аккредитующее государство многие табу и даже обязанности.
В помещениях представительства нельзя производить обыск, реквизицию, арест и тому подобное. Неприкосновенной также должна быть почта и другие сношения представительства со своим государством. Персонал и их семьи тоже пользуются таким правом: их личности и жилища неприкосновенны в отношении юрисдикции страны пребывания. Обслуга освобождается от налога с заработка. Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях имеет два факультативных протокола: законы о гражданстве страны пребывания не применяются, юрисдикция международного суда обязательна.
Дипломатическое право
Это часть международного права с совокупностью норм, которые задают регламент статусу и функциям госорганов внешних сношений. Здесь полное соответствие с основными дипломатическими формами: двусторонняя дипломатия осуществляется через специальные миссии, многостороннюю дипломатию осуществляют делегации посредством сессий органов международных организаций или представительства стран, находящихся при международных организациях постоянно.
Основной договорный акт - Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях. В 1969 году в Гааге также принималась Конвенция относительно специальных миссий, а в 1975 году в Вене - Конвенция об универсальном характере отношений представительств и международных организаций. Это уже не первая Венская конвенция о дипломатических сношениях. Вена дважды принимала у себя представителей стран. Российская Федерация участвовала в обеих Венских конвенциях.
Госорганы внешних сношений
Органы внешних сношений подразделяются на зарубежные и внутригосударственные. К последним относятся высший госорган, определяющий внешнюю политику государства, коллегиальный или единоличный глава государства, представляющий данную страну на международной арене, правительство, руководящее внешней политикой, и орган этого правительства - министерство иностранных дел.
Зарубежные органы внешних сношений могут быть временные и постоянные. Последние - это посольства или миссии, представительства в международных организациях, консульства. Временные - это специальные делегации или миссии в международных органах или на конференциях.
Функции и состав
Установившиеся дипломатические отношения между государствами обмениваются представительствами по специальной договорённости относительно класса главы представительства. Здесь существует три уровня: поверенный в делах, посланник, посол. Просто поверенного нужно отличать от временного поверенного, который в отсутствие посла делает его работу. Венская конвенция 1961 года определила эти три класса: послы и посланники аккредитуются главами государств, а поверенные в делах - министрами иностранных дел.
Ранги в структуре дипломатического представительства определяются согласно внутреннему законодательству аккредитующей страны. Персонал тоже имеет три категории: помимо дипломатического есть административно-технический (шифровальщики, бухгалтеры, переводчики, работники канцелярии и так далее) и обслуживающий персонал (повара, охрана, шофёры, садовники и так далее). Дипломатический персонал неприкосновенен и не подвергается таможенному досмотру. Второй и третьей категориям персонала провозить любые вещи для обзаведения можно, но от таможни они не освобождаются. Венская конвенция (1961) и её значение были очень скоро и положительно оценены государствами-участниками.
Установление деятельности. Агреман
Дипломатические отношения устанавливаются, и представительства учреждаются только по соглашению стран. Но, кстати, первое не всегда влечёт за собой второе. Дипломатические отношения могут установиться и без учреждения представительства, Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 год) специально оговаривает это. Назначение и принятие дипломатического представителя - это аккредитование. Здесь четыре стадии:
- Агреман. Это согласие государства пребывания относительно назначения конкретного лица в том или ином качестве, причём право на отказ у принимающей страны есть. Запрос агремана делается конфиденциально и не обязательно письменно. С получением согласия (агремана) глава этого представительства автоматически будет персоной грата (persona grata в переводе с латыни - желательное лицо).
- Официальное назначение главы представительства.
- Прибытие в государство назначения.
- Вручение подписанных главой государства верительных грамот - полномочия в общем виде.
Затем следует непосредственное выполнение своей работы.
Прекращение деятельности
Прекращается миссия дипломатического представителя по уважительной причине (отставка, болезнь, новое назначение), и диктуется это его собственным государством. В другом случае, когда инициатива исходит из страны пребывания, это признание дипломата лицом нежелательным (persona non grata) или случай дисмисла - снятия с него дипломатической неприкосновенности, при этом он объявляется частным лицом. Иногда это отказ дипломата от исполнения своей работы.
Значение Венской конвенции о дипломатических сношениях в том, что практически каждый форсмажорный случай в отношениях стран, устанавливающих дипломатическую миссию, ею предусмотрен. Прекращение функционирования всего представительства обусловлено либо разрывом любых отношений между этими странами (практически объявление войны), либо если одна из двух стран прекращает своё существование. Также прекратить деятельность представительство может при неконституционной смене правительства или в случае социальной революции.
Специальные миссии
Дипломатический характер могут иметь миссии различного уровня, согласно международным обычаям, сложившимся в данной области. Это миссии, которые посланы государством для решения определённых вопросов и выполнения тех или иных задач. Иногда миссии бывают посланы несколькими странами, если вопрос представляет общий интерес. Глава страны, если он возглавляет данную миссию, а также министр иностранных дел и любые другие представители высокого ранга обязательно пользуются в любом государстве иммунитетом и привилегиями.
Границы привилегий и иммунитетов чётко не проложены, но главы государств и другие персоны высокого ранга могут конкретно обсудить все касающиеся этого вопросы и согласовать требования друг с другом. Однако не было прецедентов, чтобы иммунитет дипломата нарушался от юрисдикции любого плана - уголовной, административной или гражданской. Судя по многолетним наблюдениям, таможенные привилегии тоже предоставляются дипломатам в полном объёме. Если лица самого высокого ранга дипломатической миссии не имеют, то статус их всё равно аналогичен статусу соответствующей категории персонала дипломатического представительства.
Ограничения иммунитетов
Некоторые ограничения привилегий и иммунитетов, подтверждённые Венской конвенцией, являются недостаточно оправданными. Советский Союз не подписал эту конвенцию из-за несогласия с утверждениями в статье 25, где предусматривается неприкосновенность помещений специальной миссии. Конвенция допускает появление в этих помещениях местных властей, если случится пожар или другое стихийное бедствие, без согласия главы миссии. Пожар не может быть причиной нарушения неприкосновенности.
Предъявление исков
В статье 31 Венской конвенции, где прописывается иммунитет от юрисдикции страны пребывания всех членов дипперсонала миссии, вместе с тем устанавливается, что указанным дипперсонам могут предъявляться иски, взыскивающие убытки при несчастных случаях, вызванных транспортом, который использовался вне их официальной работы.
Присоединение к конвенции
Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях предусматривает открытость для подписания далеко не всеми категориями государств. Страны должны быть членами ООН или других специализированных учреждений, участвовать в Статуте Международного суда или быть приглашёнными Генеральной Ассамблеей ООН. Это прямо прописывается в статьях 48 (документы 1961 г.) и 76 (документы 1963 г.).
Например, по этой причине Южную Осетию не признали участником Венской конвенции. Южноосетинский парламент сознался, что их страна не попадает ни в одну из категорий и что некоторые статьи Конвенции носят явный дискриминационный характер. Однако Южная Осетия стала участником Венской конвенции о дипломатических отношениях (1961), но присоединилась она к этим документам в одностороннем порядке.