Пародист и актер Виктор Чистяков: биография, творчество
Талантливый советский актёр и замечательный пародист Виктор Чистяков родился в Ленинграде тридцатого июня 1943 года. С самого малого возраста он удивлял окружающих способностью искусно подражать любым звукам, которые слышал - птиц, животных, людей. Людей Виктор Чистяков копировал даже в интонациях. Родители увидели будущее актёрское мастерство сына, когда он точно скопировал отрывки балета "Лебединое озеро", который они посмотрели в театре. Ребенка отдали в хореографическое училище, где он и учился до седьмого класса. Потом физические нагрузки стали для него непомерными, и балет он сменил на музыку - поступил в школу по классу кларнета.
Учеба в институте
После окончания средней школы Виктор Чистяков начал учёбу на актёрском факультете Ленинградского государственного института театра, музыки и кино. Курс был сплочённый, весёлый и талантливый, а программа экспериментальная. Именно благодаря ей Виктор Чистяков научился искусно подражать кому угодно, используя и гибкость голоса, и верность интонации, и точность мимики, и красноречие жеста. Друзья-студенты и преподаватели были в восторге. Ни одно мероприятие не проходило без его участия. Уже тогда Чистяков Виктор пародист был великолепный.
Он легко пел не только за Козловского с Лемешевым, но даже за Лялю Чёрную. После окончания института его пригласили в драмтеатр имени Комиссаржевской, где он дебютировал в роли нищего ("Принц и нищий"). Однако, талант позвал в дорогу, и Виктор Чистяков, биография которого как пародиста по-настоящему ещё даже не началась, отправляется в Москву. Сначала наездами. Это был 1966 год, только в 1971-м он начал работу в театре имени Гоголя, уже будучи повсеместно известным артистом эстрады.
Эстрада
В 1968 году на эстраде появилась новая звезда - Чистяков Виктор, пародист. Сольные выступления сделали его невероятно популярным, ему не было равных в музыкальной пародии. Мало-помалу он оставил театральное поприще, поскольку чувствовал, что там не сложится его судьба так блистательно, как на эстраде.
Уже первый его самостоятельный номер показал, насколько богато одарён от природы этот исполнитель. Не только дар пародиста и имитатора поражали слушателя, но и абсолютный слух, диапазон голоса и истинный талант актёра. Диапазон действительно был уникален: Виктор Иванович Чистяков перепевал и Клавдию Шульженко, и Людмилу Зыкину, и Эдиту Пьеху, и Мирей Матьё. Практически сразу к нему пришла настоящая слава.
Персоны
Жаль, что не вся работа, которую проделал Виктор Чистяков, была сохранена на киноплёнках, но кое-что всё-таки было сделано для того, чтобы помнили великого пародиста, его исключительную художественность и феноменальные вокальные данные. Это было недалеко от чуда и мистики - то, что он делал со своим голосом. Все пародируемые были узнаваемы абсолютно: дыхание, тембровая окраска, характер исполнения. Виктор Чистяков пародии делал не с помощью определённого вокального трюка, это всегда был образ, и всегда - добрый. Хотя нередко пародируемые всё равно обижались.
Обижался Николай Сличенко, уговаривал не передразнивать его Полад Бюль-Бюль Оглы, сердилась Людмила Зыкина. Однако, абсолютную узнаваемость признавали все. А как изящно артист Чистяков Виктор пел за Анну Герман! Это абсолютная идентичность пения. Однажды на радио слушателей проверили прямо в эфире: из двух куплетов песни Майи Кристалинской один спел Виктор Чистяков. Даже специалисты не смогли различить исполнителей. Шульженко, готовясь к выходу на сцену, услышала, как распевается "Синим платочком" пародист, и удивлённо воскликнула: "Что это? Это же я пою!" Иногда Виктор пел лучше своих пародируемых (Клавдии Ивановны это, разумеется, не касается, но было таких немало).
Свой голос
Великолепный актёр, пародист предъявлял зрителям не только фантастическую музыкальность. Он невероятно тонко передавал манеру пения всех своих персонажей. Однако его личность не растворялась в пародируемой, всегда собственное отношение довлело в построении каждой пародии. Это была явно не копия, это было высокое творчество.
Вокальное мастерство Чистякова было на столь высоком уровне, что когда уже престарелый Лемешев не справлялся чисто технически с некоторыми фрагментами арий при съёмках документального фильма, безуспешно перезаписывая фонограмму с десяток раз, Виктор ему помогал. Не только зрители этой подмены не заметили, но даже и специалисты, которые не были в курсе. Однако Виктор Чистяков был, в свою очередь несчастен, он не мог ничего спеть своим голосом. Он даже и не знал, какой он у него. Пробовал, но всё время переходил на подражание.
За четыре года
Работа на эстраде занимало всё время пародиста и отнимала все его силы. Он всего четыре года собирал аншлаги. За это время успел сделать так, чтобы помнили его творчество многие десятилетия. Он успел дать более тысячи концертов, это примерно три в день. В каникулярные и праздничные дни выступлений бывало и по шесть, и по десять в сутки, да ещё и в разных городах. География его поездок охватывала всю страну.
Тут нужно вспомнить, что такое связки. Голосовой аппарат готовится к концертной деятельности многие годы, а у Виктора не было певческой школы. Совсем. А ведь даже певцы-профессионалы ведут строгий образ жизни, всячески стараются уберечь связки от простуд и перегрузок.
Соратники
Звёздные номера пародисту сначала писали его театральные коллеги - Илья Резник и Станислав Ландграф, затем он плотно сработался с Юрием Энтиным, поэтом, тонко чувствующим тематику. На его стихи Виктором Чистяковым было записано пять песен к мультфильму "Голубой щенок", затем Геннадий Гладков решил привлечь его ко второй серии своих легендарных "Бременских музыкантов". Но в обоих случаях не получилось довести дело до конца. "Щенка" озвучили Александр Градский, Андрей Миронов, Михаил Боярский и Алиса Фрейндлих, а за "Бременских музыкантов-2" пел Леонид Бергер.
Очень тепло вспоминает Виктора Чистякова Геннадий Хазанов. По его словам, этот артист был далёк от какой-либо политики, он был самоценным актом искусства. И это гораздо более принадлежит к вечности, чем наличие тех или иных политических взглядов. Это был по-настоящему театральный человек, его мир был замкнут и хрупок. Виктор Чистяков - пародист уникальный, в котором артистическое начало преобладает над талантливым подражанием.
В Харьков
В мае 1972 года Харьковский театр оперетты отмечал своё двадцатипятилетие, Виктор Чистяков был в числе приглашённых к участию в торжественном концерте по этому поводу. Билеты были куплены заранее, самолёт вылетал утром, и Виктор Чистяков, как бывало практически всегда, проспал. Ночью он обычно засиживался подолгу за работой или книгами. Накануне он был допоздна в гостях, а потом подписывал огромную кипу фотографий, полученных от фотографа.
На самолёт Виктор всё-таки успел. И это был запланировано последний рейс: вылет задерживался по неисправности, лётчики отказывались поднимать машину в воздух. Но приписана была эта старая, отлетавшая своё техника к Харькову, и потому решено было всё-таки рейс не отменять, чтобы отогнать самолёт по адресу. До места он не долетел, разрушился в воздухе. Погибли почти сто пассажиров, весь экипаж. Виктор Чистяков тоже был на борту этого злополучного самолета. Сидел на тринадцатом месте.
Предчувствие
Он словно предчувствовал свою смерть. Неожиданно за несколько дней до полёта вернул все долги, начал носить чёрную рубашку и стоически переносил все замечания по этому поводу. Даже когда было выступление в Колонном зале - это был последний его концерт - и Борис Брунов мягко спросил Виктора, почему он в таком не концертном виде, ответ был понят далеко не сразу. Чистяков объяснил чёрную рубашку трауром, хотя никто из его близких не умер. Через несколько часов он умер сам.
Артист не был таким лёгким и безоблачным человеком, каким рисует его творчество. В нём была настоящая глубина, полная непростых, хрупких и нежных составляющих, чем и отличается настоящий артистизм. Только поэтому и не странно, что Виктор Чистяков, совершенно неприспособленный человек для борьбы за место под солнцем, достиг высот невероятных. Ему было всего двадцать восемь, и он успел за это время не только состояться профессионально, он стал по-настоящему любим самыми широкими слоями современного общества. Внутренне он не был человеком радостным, но и грусть его была светла.
Память
В Театральный институт Ленинграда на прощание с любимым артистом пришли его благодарные зрители в огромном количестве. На похоронах рассказывали о весёлых студенческих капустниках, о шутках и розыгрышах, о забавнейших эпизодах, которые были связаны с артистом. Все были вовлечены в воспоминания, и не было среди них печальных, однако, горе от раннего и неожиданного ухода всеми любимого человека никуда не делось.
В 1993 году вышла книга о гениальном пародисте (к его пятидесятилетию). Она вобрала в себя рассказы друзей, родных и близких. Его творческая биография чрезвычайно коротка - всего четыре года, но ею вписана в историю эстрады ярчайшая страница. Пластинка, на которой поместилось всё, что Виктор Чистяков успел записать, всего одна. В 2005 году был снят документальный фильм, который и сегодня смотрят с не иссякающим интересом. Он называется "Виктор Чистяков - гений пародии".