Инсценировка сказки для детей начальной школы - помощь в воспитании и расширении кругозора
Дети любят слушать и читать сказки. А ещё они просто обожают сами играть в самодеятельных спектаклях. Поэтому инсценировка сказки для детей начальной школы – это не только удовольствие для школьников-зрителей, но и огромная радость для маленьких артистов. Важно только правильно составить сценарий спектакля.
Целевое направление современных сказок для детей
Можно не просто представить зрителю обычную, всем известную историю. Инсценировка сказки для детей начальной школы может лишь отдалённо напоминать традиционный сюжет. То есть в спектакле участвуют всем известные действующие лица, но ведут они себя немного иначе, чем это предполагает сюжет. Такие постановки называют сказками на новый лад.
Обычно инсценировка сказки для детей начальной школы выполняет какие-либо задачи. Она либо развлекает, либо воспитывает, либо обучает. Это позволяет определить её направление. Например, инсценировка сказки для детей начальной школы может быть музыкальная, математическая, географическая, юмористическая, экологическая. Следует всё-таки добиваться такого симбиоза, чтобы в постановке сочетались все задачи: и воспитательные, и обучающие, и развлекательные.
Очень полезно инсценировать литературные произведения классиков. Такие спектакли развивают художественный вкус детей и обогащают их духовно.
Инсценировка сказки Пушкина
Для детей начальной школы одной из любимых является «Сказка о рыбаке и рыбке». Здесь сценаристу не нужно прикладывать особых усилий, ведь необходимо все слова произведения оставить без изменения.
Но что делать со словами автора? Лучше всего ввести в спектакль ещё одно действующее лицо – сказочницу. Для этого одну из девочек наряжают в русский народный костюм – сарафан и кокошник – и усаживают её около окошка с распахивающимися ставнями. Эта сказительница и будет читать текст «от автора».
Русская народная сказка «Лиса и Заяц»
Из всем известной истории о том, как коварная Лисичка выгнала из домика простодушного Зайчика, можно сделать интересную музыкальную сказку. Такая инсценировка народной сказки для детей начальной школы понравится и зрителям, и участникам лицедейства.
Зайчик строит избушку из крупных кубиков и напевает песню на мотив «Вместе весело шагать».
Работяге помогает в жизни песенка,
В жизни песенка, в жизни песенка,
Строить домик с ней, поверьте, очень весело!
Очень весело! Очень весело!
И добротный крепкий дом построю скоро я,
Не страшна мне будет зимушка суровая!
Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка,
Раз словечко, два словечко – будет песенка!!!
Выходит Лисичка. Она показывает на Зайчика пальцем и хохочет, потом убегает, держась от смеха за живот.
Автор читает текст: «Заяц ещё летом стал заботиться о будущем. Построил он себе избушку лубяную. А Лисица только веселилась да играла. Но тут пришла пора – зима холодная настала…»
Выходит девочка в костюме Зимы и из ведёрка рассыпает ватные шарики, которые имитируют снег. Хор исполняет какую-нибудь зимнюю песню о снегопаде, зимней непогоде.
Автор: «Лисичка, чтобы ей не замёрзнуть, состряпала себе домик из снега».
Лиса ставит картонную коробку кверху дном и ватные шарики складывает в кучку на неё.
Автор: «Кое-как пережила она морозы и сильные ветра. Но наступила весна, и домик у лисички растаял…» Далее сказка разыгрывается по тексту. Только стоит продумать выходы каждого нового персонажа – он должен петь песенку о себе.
Сказка о том, как Медведь и Заяц вырастили урожай
Воспитывающей и обучающей может стать инсценировка осенней сказки для детей начальной школы, из которой они узнают, что воровать – плохо, а вот благодаря труду можно добиться успеха.
Сюжет истории таков. Заяц увлечённо играет в компьютерную игру. Из лесу, постанывая и кряхтя, хромает Медведь. Он подсаживается к Зайцу и рассказывает о том, что его в деревне поймали сельчане, когда он пытался своровать у пасечника мёд, и отлупили коромыслами.
Тогда Заяц задумывается: «А что нужно сделать, чтобы не голодать?» И вводит запрос в Интернет. И получает ответ: «Нужно вырастить свой собственный урожай!» Они вместе с Медведем интересуются, как лучше всего это сделать. И узнают, что для этого следует вскопать землю, посадить в грядки семена и поливать их, выдёргивать сорняки.
Пусть сначала у них плохо получается. И тогда к неумехам приходит Королева Помидорка. Под её чутким руководством у зверей дело идёт на лад. И к осени они получают огромный урожай моркови!
Сказка – ложь? Да нет, намёк!
На самом деле, готовя сказочные спектакли, сценарист должен очень тщательно изучить весь фактический материал, который касается действующих лиц. Например, тот факт, что Заяц играет в компьютер в лесу, является заведомо ложным. Однако все дети это понимают. Поэтому такие фантазии вполне допустимы в сказках.
То же касается и Королевы Помидорки. Ясно как день, что такого существа в природе просто нет! Это сказочный вымысел.
А вот вводить в текст информацию о том, что ежики питаются овощами и фруктами, любят молоко, не стоит. На самом деле именно такая ложь наносит вред. Ведь ежи – хищники, питаются в основном мышами, гусеницами, дождевыми червями, оцепеневшими амфибиями и рептилиями, даже иногда поедают змей. Ягоды и фрукты еж также может есть, но только в том случае, если нет другой пищи.
Если материал в сказке будет подан верно, дети, которые возьмут в дом ёжика, не станут настойчиво кормить его яблоками и огурцами. Вернее всего, они предложат ему немного мясного фарша, рыбу.
Вот так через сказку у детей должен расширяться кругозор.