Характеристика Су-35. Самолет Су-35: технические характеристики, фото истребителя. Сравнительные характеристики Су-35 и F-22

В 2003 году ОКБ Сухого приступило ко второй по очереди модернизации истребителя Су-27, чтобы создать самолет Су-35. Характеристики, достигнутые в процессе модернизации, позволяют называть его истребителем поколения 4++, что означает максимальное приближение возможностей к самолету пятого поколения ПАК ФА.

Предыстория разработки

В начале 1980-х, в то время как Су-27 еще только осваивался советскими ВВС, его генеральный конструктор Павел Сухой уже задумал разработку модернизированного варианта. Первоначально обозначенный как Су-27М, он был оснащен значительно улучшенной авионикой, что давало основание считать его лучшим истребителем тех лет. Он был оснащен также и более разнообразным комплексом вооружения, что позволяло Су-27М (см. на фото ниже) выполнять задачи поражения и наземных целей.

Модернизированный вариант характеризовался множеством изменений в аэродинамике, авионике, конструкции силовых установок, а также имел повышенную грузоподъемность. Высокопрочные композитные материалы и алюминиево-литиевые сплавы были использованы для снижения веса и увеличения запаса топлива.

Самолет Су-27М был оснащен турбореактивным двигателем с тягой 125 кН, более мощным, чем на Су-27. Сама программа модернизации Су-27 обозначалась «Су-35БМ», где литеры означали «большая модернизация». Многое из сделанного в тот период вобрал в себя и современный самолет Су-35, технические характеристики которого значительно превышают его первоначальный прототип Су-27М.

Дальнейшая модернизация

В 2003 году был запущен проект по производству истребителя для преодоления разрыва между модернизированными вариантами Су-27М и Су-30МК и боевой машиной пятого поколения ПАК ФА. Целью проекта была вторая модернизация планера самолета Су-27 (отсюда и его классификации как истребителя поколения 4++) таким образом, чтобы характеристика Су-35 соответствовала уровню, реализуемому на ПАК ФА. Кроме того, самолет должен был стать альтернативой семейству Су-30 в экспортных поставках.

Разработка самолета продолжалась до 2007 года, когда он стал доступен для продажи. Несколько позже в ОКБ Сухого сообщили, что программа создания Су-35 была запущена из-за опасения, что проект ПАК ФА может столкнуться с нехваткой финансирования.

Обновление горизонтального оперения

Характеристика Су-35 в части конструкции его планера включает многочисленные отличия от Су-27М, хотя внешне самолет сохраняет сильное внешнее сходство со своим предшественником.

Одной из отличительных особенностей конструкции планера Су-27М была аэродинамическая схема построения органов управления типа «утка», которая позволяет самолету летать на максимальных углах атаки до 120°. При такой схеме горизонтальное оперение самолета – стабилизаторы с рулями высоты – расположено впереди его крыльев.

Однако при таком расположении горизонтального оперения отраженный от поверхности самолета сигнал радиолокатора получается большим, чем при традиционной схеме позади крыльев. Это облегчает обнаружение летательного аппарата. Поэтому современные малозаметные для радиолокаторов самолеты (F-22 Raptor, ПАК ФА, а также Су-35) имеют традиционное расположение горизонтального оперения – позади крыльев. Чтобы сохранить преимущества использования переднего горизонтального оперения, они наряду с основным оперением позади крыльев имеют еще и поворотные участки наплывов на крыльях.

Что же нового было привнесено этими изменениями в облик самолета Су-35? Характеристики (фото ниже показывает отличия его внешнего вида от Су-27М) истребителя оказались максимально приближенными к самолетам 5-го поколения, за исключением все же большей его радиолокационной заметности и отсутствия активного бортового радара.

Другие доработки планера

Характеристика Су-35 в части способа его торможения отличается от Су-27М отсутствием воздушного тормоза (щитка). Способ торможения Су-35 состоит в том, что его рули направления, расположенные в задних частях двух вертикальных килей, при посадке отклоняются в разные стороны, что и создает тормозящее усилие. Другие аэродинамические усовершенствования включают в себя уменьшение высоты вертикальных стабилизаторов, меньший выступ фонаря кабины и покрытие его токопроводящим напылением для маскировки при облучении самолета радиолокаторами.

Усиление прочности планера достигнуто за счет широкого использования титановых сплавов, увеличивших срок его службы примерно до 30 лет работы при повышении максимального взлетного веса до 34,5 тонны. Внутренний запас топлива был увеличен более чем на 20 % до 11,5 тонны и может быть поднят до 14,5 тонны за счет дополнительных баков.

Усовершенствованная авионика

ОКБ Сухого сделало все, чтобы характеристика Су-35 в части авионики была только превосходной. Работой всех агрегатов и устройств самолета руководит информационная система управления, оснащенная двумя бортовыми компьютерами. Она собирает и обрабатывает данные из различных тактических и управляющих полетом систем и представляет соответствующую информацию пилоту через два основных многофункциональных дисплея (МФД), которые вместе с тремя вторичными МФД образуют стекло кабины. Самолет имеет много других обновлений для своей авионики и электронных систем, в том числе цифровую беспроводную систему управления полетом, а пилот снабжен нашлемным информационным экраном и очками ночного видения.

РЛС и система прицеливания

В этой части характеристика Су-35 включает наличие радара "Ирбис" с пассивной фазированной антенной решеткой, который составляет важный компонент системы управления огнем самолета. Радар способен обнаруживать воздушную цель площадью 3 кв. м на расстоянии 400 км и может дать целеуказания для 30 воздушных целей, причем вести восемь из них.

Радар способен воспроизвести также карту земли, используя различные режимы, в том числе режим синтеза апертуры. РЛС "Ирбис" дополняется оптико-электронной системой прицеливания, которая использует функциональные возможности лазерного дальномера, ТВ, инфракрасного обнаружителя целей.

Вооружение самолета

Какое оружие может нести истребитель Су-35? Характеристики его систем вооружения предполагают использование множества ракет типа «воздух-воздух» дальнего и ближнего радиуса действия, точного и неуправляемого оружия типа «воздух-земля», которое включает ракеты, авиабомбы объемного взрыва и обычные бомбы. Максимальная полезная оружейная нагрузка - 8 тонн, которые могут быть перенесены на четырнадцати точках подвески. Истребитель может использовать ракеты с дальностью до 300 км.

Двигатели истребителя

Су-35 оснащен парой турбореактивных двигателей, вектор тяги которых управляется в одной плоскости. Данный двигатель является упрощенным вариантом силовой установки типа "Сатурн-117" истребителя пятого поколения ПАК ФА. Его тяга оценивается в 145 кН, что на 20 кН больше, чем у Су-27М. Он имеет срок службы 4000 часов. Пара двигателей самолета обладает способностью управлять результирующим вектором тяги. Каждый из векторов тяги сопел имеет свою ось вращения, наклоненную к вертикальной плоскости. При этом отклонение вектора тяги каждого сопла можно представить как результат отклонения самого сопла в направлении вниз-внутрь и вверх-наружу. Если векторы тяги обоих сопел отклоняются синхронно, то управлять положением самолета можно только по углу тангажа, но при разном отклонении векторов тяги сопел можно управлять и углами рыскания и крена. Подобная система управления осуществляется также на истребителе ПАК ФА.

Двигатель позволяет Су-35 достигать устойчивой сверхзвуковой скорости без использования форсажа. Радиопоглощающее покрытие применяется для деталей двигателя, чтобы снизить отраженный от самолета сигнал радиолокатора.

Сравнительные характеристики Су-35 и F-22

На сегодняшний день единственным в мире принятым на вооружение истребителем 5-го поколения является американский F-22 Raptor. Как известно, в основе технологии «Стелс», реализованной в его конструкции и обеспечивающей малозаметность самолета радиолокаторами, лежат два принципа:

  • придание планеру самолета специально разработанной геометрической формы, которая обеспечивает отражение сигнала радара в сторону, противоположную направлению его прихода;
  • рассеяние (поглощение) энергии сигнала радара в материалах, составляющих поверхность самолета с целью его ослабления до такого уровня, что обнаружение отраженного сигнала становится маловероятным.

По американским данным, отражающая способность истребителя F-22 эквивалентна мячу для гольфа, по российским данным, она равна 0,3-0,4 м2. Для сравнения: у МиГ-29 она равна 5 м2 , а у Су-27 – 12 м2 . Возможно ли, хотя бы частично, достичь показателей «Раптора» на Су-35? Характеристики (сравнение их с F-22 дано ниже) российского самолета позволяют выразить осторожный оптимизм в этом вопросе.

Российские конструкторы и ученые разработали материалы и методы, которые существенно уменьшили отражающую способность Су-35. Российские ученые создали математические инструменты, позволяющие вычислять рассеяние электромагнитных волн телами сложной конфигурации, такими как Су-35, разбивая их на мелкие грани и добавляя эффекты краевых волн и поверхностных течений. Антенны моделируются отдельно, а затем добавляются ко всей расчетной модели.

Был разработан новый радиопоглощающий материал, которым покрыты двигатели самолета. Он не препятствует работе противогололедных систем и выдерживает высокоскоростные потоки воздуха и температуру до 200 °C. Радиопоглощающий слой толщиной 0,7-1,4 мм наносят на поверхности двигателей и на передние ступени компрессора низкого давления, используя роботизированную систему напыления.

Су-35 также имеет обработанный фонарь кабины, который отражает радиолокационные волны, снижая вклад в ЭОП от металлических компонентов кабины. Российскими технологами был разработан процесс плазменного осаждения чередующихся слоев металлических и полимерных материалов. Таким путем создается покрытие, которое блокирует электромагнитные волны радиочастотного диапазона, устойчиво к растрескиванию и не задерживает солнечное тепло в кабине.

Конечно, все эти мероприятия лишь приближают характеристики Су-35 к возможностям F-22 Raptor, но не делают их тождественными. Настоящий паритет (а возможно, и превосходство) будет достигнут после принятия на вооружение российского истребителя 5-го поколения ПАК ФА.

Что же касается остальных летных характеристик, то их сравнение для Су-35 и F-22 дает следующую картину. Российский самолет на четыре метра длиннее (21,9 м против 18,9 м) и почти на метр выше (5,9 м против 5,09 м) американского при большем размахе крыльев (14,75 м против 13,6 м). При этом масса Су-35 (пустого) почти равна массе F-22 (19 500 кг против 19 700 кг), а вот максимальная масса «американца» на две с половиной тонны больше (34 500 кг против 38 000 кг). Максимальная скорость у обоих самолетов почти одинакова – около 2400-2500 км/ч, как и практический потолок подъема – 20 000 м.

А вот дальность полета у Су-35 с двумя подвесными баками повыше (4600 км против 2960 км), без баков «сушка» также пролетит дальше «Раптора» (3600 км против 3220 км).

Комментарии