A321, самолет - рабочая лошадка

Самолет Airbus A321 по техническому оснащению является улучшенной копией своего прародителя A320. Выпущенный в середине 90-х годов прошлого века, он имеет большую пассажиро- и грузоподъемность. По типовой компоновке он мало чем отличается от основоположника серии. Если A320 может перевозить 150 пассажиров, то 321 модель при тех же затратах на обслуживание берет на борт до 180 пассажиров. Это первый из серии 320, который стал собираться не во Франции (Тулуза). Сборочный цех этой модели перенесли в Гамбург.

Владельцы, разработчики, акционеры

Для конечного этапа сборки самолета неслучайно была выбрана Тулуза. Французское правительство является одним из основных акционеров холдинга, выпускающего Airbus (воздушные автобусы). Вторым крупным акционером является «Даймлер», немецкая компания, собирающая автомобили "Мерседес". Незначительным числом акций владеют Россия и Испания.

Конкуренция

Выпущенная в начале 80-х годов версия основоположника — A320, стала серьезным конкурентом для одной из самых популярных версий "Боинга" — "Боинга 737". Данный самолет имел передовую (по тем меркам) кабину экипажа, полностью переработанную панель приборов. В отличие от старых версий, большую ее часть занимали несколько ЭЛТ-трубок. С появлением бортового компьютера в новых версиях A321 (самолет) получил LCD-экраны.

Окрыленные успехом модели 320, французские инженеры начали разрабатывать другие версии на ее основе. Так появились 319, 321, отличающиеся соответственно уменьшенной или увеличенной грузоподъемностью, и несколько специальных модификаций 320 — от бизнес-версий до военно-транспортных. По своим летным и ходовым характеристикам 321 модель составила конкуренцию 727 "Боингу". Если рассматривать линейки "Боингов", то 747 является моделью другого класса, поэтому изначально 321 должна была стать рядом, не создавая конкуренции. Но большую роль сыграло то, что аэробус был европейским самолетом. Другой причиной высокой конкуренции стало то, что 320 семейство стало первым в классе «цифровых» самолетов.

Джойстик - особенность аэробуса

Кроме лучевых трубок, двигателей от "Даймлера", A320 получил одну интересную особенность, которую унаследовали все «дети», включая A321. Самолет не имеет штурвала в обычном понимании. Вместо штурвала у пилотов сайдстики, во многом напоминающие обычные компьютерные джойстики. Первый пилот (капитан) имеет сайдстик слева от себя, второй — справа.

Большое сходство с джойстиками придает им то, что данные устройства не имеют прямой связи с плоскостями рулей, элеронов и др. Благодаря новой ЭСДУ все действия пилотов передаются на бортовой компьютер, который с помощью гидравлики сам управляет плоскостями, поворотом руля, выдвижением закрылков, выпуском шасси. ЭСДУ впервые была разработана в 1980 году специально для 320 модели. Для тех лет это было достаточно инновационным решением. ЭСДУ — электронная система управления, которая вместе с развитием 320 серии прошла несколько модификаций, и на данный момент все самолеты семейства комплектуются различными ее модификациями.

Самолеты 320 семейства

Семейство 320-х аэробусов, несмотря на общий класс использования (среднемагистральные авиалинии), можно условно разбить на несколько ступеней. Самолет A319, являясь «младшим братом» версии 320, у большинства перевозчиков работает на внутренних европейских перелетах. Сам A320 во многом повторяет рейсы, выполняемые «младшим братом», но, имея большие габариты и больше посадочных мест, используется для более загруженных рейсов. A321 - самолет, имеющий максимальную грузоподъемность и габариты, способный перевозить до 200 пассажиров на линиях средней и дальней протяженности, является старшей моделью семейства.

В то же время тип самолета A321, как и 320 или более новых - 319, 318, относится к конструкции с узким фюзеляжем, базовая комплектация которой имеет один проход и по три сиденья с каждой стороны. 2 прохода и 9 сидений в ряду являются широкофюзеляжной модификацией.

В отличие от A319, представленного разработчиками в трех комплектациях, A321, выпущенный десятью годами ранее, долгое время был простой заменой 320-му, более вместительной и более новой. Но после успешного старта 319 и 318 моделей в 2003-2005 годах изменения коснулись и 321 самолета. Одна из модификаций 319 получила дополнительные топливные баки, что дало возможность преодолевать расстояния, на треть превышающие максимальную дальность полета базовой модели. После успешного выпуска этой модели обновленное производство создало самолет Airbus A321-100. 200 модель получила более мощные двигатели, дополнительные топливные баки в кормовой части и сразу перешла в разряд дальнего класса.

Характерной особенностью A321-200, перешедшей в более новые модели, стали раздвоенные законцовки крыльев, позволившие существенно экономить топливо на самых сложных режимах — взлета и посадки.

Мнения пассажиров

А что говорят пассажиры про A321 (самолет)? Отзывы в данном случае очень субъективны, потому что для многих компаний эта модель стала рабочей лошадкой в погоне за милями, местами и грузоподъемностью. Отмечается относительная тишина в передней части салона, самые сложные части полета пробрели несвойственную мягкость, хотя во многом посадка, как, собственно, и взлет, зависит от технического состояния аэропорта. Интересно, что этот самолет, считающийся прямым конкурентом 727 "американцу" (мнение производителя), очень многие сравнивают с 737, при этом, кроме некоторой тесноты для людей высокого роста, остальные качества одинаковы.

Заключение

Напоследок можно заметить, что A321 - самолет, считавшийся изначально бортом средней дальности, стал для многих компаний самолетом номер один. А321 летают часто, и в парках многих компаний они активно теснят своего американского соперника - "Боинг".

Комментарии