Самолёт Airbus-321: краткая история и обзор
Благодаря сравнительно небольшой стоимости содержания, технического обслуживания и ремонта, самолёт Airbus-321, фото которого представлены ниже, пользуется очень высокой популярностью у ведущих мировых авиационных компаний. Кроме того, за счёт удлинённого фюзеляжа воздушное судно способно перевозить на своём борту гораздо большее количество пассажиров, по сравнению с предшествующей модификацией. Более подробно о нём и пойдёт речь далее.
Краткая история
Работа над проектом нового лайнера стартовала в 1989 году. Основная задача, которая была поставлена перед конструкторами на стадии разработки, заключалась в обеспечении должной конкуренции американскому самолёту Boeing-757. В основу новинки легла конструкция 320-й модели. Вместе с этим, разработчики удлинили на семь метров фюзеляж Airbus-321. Салон самолёта, как результат, стал значительно вместительнее. Кроме того, инженеры компании-производителя оснастили модель более мощными силовыми установками, что позволило повысить дальность полёта. Изменения коснулись и крыла, которое стало выдерживать намного большие нагрузки, чем его предшественник.
Дебютная версия авиалайнера получила обозначение «100» в названии. Тестовый полет был совершён 11 марта 1993 года. Два месяца спустя в воздух поднялась модификация, оборудованная более мощными двигателями. Через полтора года самолёт прошёл сертификацию. В начале 1995 года воздушное судно поступило к первым заказчикам, которыми стали такие авиаперевозчики, как Alitalia (Италия) и Lufthansa (Германия). После этого стартовали работы над новой модификацией – Airbus-321-200. Новинка получила дополнительные топливные баки, что позволило увеличить максимальную дальность полёта с 4500 до 5550 километров. Первый её полет осуществлён в 1996 году.
Общее описание
Сам по себе этот самолёт представляет собой пассажирский среднемагистральный авиалайнер, производство которого не прекращается и сегодня. Сборка модели, в отличие от других воздушных суден компании Airbus, производится в немецком городе Гамбурге, а не французской Тулузе. По состоянию на сегодняшний день собрано уже более 700 экземпляров самолёта. При этом в ближайшем будущем различными авиакомпаниями мира ожидаются поставки еще около одной тысячи единиц.
Типовой Airbus-321 рассчитан на перевозку до 220 человек в одном либо двух классах. Если необходимая дальность полёта составляет до 5600 километров, количество пассажиров уменьшается до 170. Самолет оборудован шестью пассажирскими дверями и восемью аварийными выходами, что находятся по обе стороны его фюзеляжа.
В настоящее время модель используют многие компании мира: как для бюджетных, так и для чартерных авиаперевозок. Это и неудивительно, ведь авиалайнер является наиболее экономичным в плане обслуживания во всём своём семействе. Стоимость самой дешёвой его версии стартует с отметки в 110,1 миллиона американских долларов.
Салон
В стандартной комплектации Airbus-321 схема салона авиалайнера предусматривает наличие 185 пассажирских мест. При этом 16 из них относятся к бизнес-классу. Такого рода конфигурация для чартерных авиарейсов может меняться по желанию заказчика. В частности, судно легко оборудуется под перевозку 220 людей, однако в этом случае все пассажиры будут лететь эконом-классом. Нет никаких сомнений в том, что самые лучшие места здесь расположены в первом классе. Что касается компоновки салона, то она отличается у разных авиакомпаний.
Основные характеристики
Общая длина самолёта составляет 44,51 метра, в то время как размах его крыльев – 34,1 метра. В состав экипажа входит два человека – пилот и его помощник. Крейсерская скорость Airbus-321 равняется 840 км/ч. Что касается топливного потребления, то судну требуется в среднем 2900 литров керосина на каждый час полёта. Авиалайнер оборудован цифровой системой управления, а также авионикой EFIS (такие же используются в 320-й модификации). Аналогичными предшественнику также являются уровень вырабатываемого шума и выброс в атмосферу вредных веществ. Максимальная высота полёта составляет 11800 метров, а дальность – 5950 километров.
Самая масштабная авария
Крупнейшая авиакатастрофа произошла с авиалайнером Airbus-321 в Пакистане 28 июля 2010 года. Тогда судно с серийным номером 1218, выпущенное в 2010 году, совершало внутренний перелёт между городами Карачи и Исламабад. Самолёт разбился во время захода на посадку в 9:45 по местному времени. Главной причиной трагедии, которая тогда унесла жизни всех 152 людей, находящихся на борту, по итогам расследования были названы сложные метеорологические условия. Следует отметить, что на тот момент судно успело налетать уже более 34 тысяч часов, совершив при этом более 13 тысяч рейсов.
Последняя модификация
Помимо двух основных модификаций, о которых речь шла ранее, существует ещё одна версия модели Airbus-321. Отзывы представителей многих эксплуатирующих её компаний и экспертов свидетельствовали о наличии на рынке большого спроса на еще более экономичные машины. В связи с этим была разработана модернизированная версия модели, в названии которой появилась маркировка «NEO». Её заказчики получили возможность самостоятельно выбирать между двумя новыми силовыми установками.
Каждая из них отличается меньшим топливным потреблением, по сравнению с типовыми версиями, в связи с чем дальность полёта лайнера увеличилась почти на тысячу километров. Помимо этого, крылья новинки выполнены в форме акульего плавника, что способствует лучшим аэродинамическим показателям. Пассажировместимость самолёта выросла до 235 человек (при перевозках только эконом-классом). Ожидается, что эксплуатация новинки начнётся в 2016 году. По состоянию на сегодняшний день компания Airbus получила заказы уже более чем на 500 таких воздушных суден.