Стихотворения о России: обзор, описание, список, авторы и анализ

Из чего складывается образ Родины у каждого человека, живущего в России? Наверное, из двух компонентов: во-первых, места, где он живет, и, во-вторых, из ее бескрайности, из ее необъятных просторов. Вторая составляющая воспринимается естественно, как дыхание. Стихотворения о России, написанные лучшими поэтами, позволяют расширить наше представление о стране, полностью вписываясь в ментальность русского человека.

Солнце русской поэзии

Нельзя не сказать хоть несколько слов об А.С. Пушкине. Если открыть томик его произведений, то можно выбрать стихотворения о России, показывающие ее с самых разных сторон. Но одно из самых замечательных, если говорить прямо и нелицеприятно о родине, при этом спокойно, без экспрессии, ахов и охов, то это «Румяный критик» (1830).

В нем поэт нарисовал точнейший образ, который отчасти жив до сегодняшних дней: убогий ряд избушек, низкое небо с серыми густыми тучами, пара жалких деревцев у забора, одно из которых стоит совсем без листьев, другое только поджидает дуновения холодного северного ветра, чтоб листва опала в лужи. Даже собак не видно. Такое запустенье. «Где красоты?» – спрашивает автор. А взор видит только бесконечную равнину, размокший под осенними дождями чернозем. Да жалкого мужичонку, который несет подмышкой детский гробик, чтоб отпеть его в церкви и быстро похоронить. Это честное стихотворение о России, которое не нуждается в особенных комментариях. В нем вся правда и боль, скрытая под иронией. Автору всего 31 год, и ни на что он не закрывает глаза. Также открыто будет смотреть и также честно, но по-другому, писать стихотворения о России гений, явившийся после смерти Пушкина.

Поговорим о М. Лермонтове

Уезжая на Кавказ, он с горечью прощается с немытой страной, которая, как и у А. Пушкина, не отмыта шампунями, дороги полны непролазной грязи. Отвратительная страна с рабской покорностью, которая пронизала русское общество сверху до низу. Николаевская Россия – один из самых гнусных вариантов Византийской империи, где только намек на слово императора – это закон. Ему доносят только то, что он хочет слышать. Ни о каком человеческом достоинстве с аппаратом чиновников, которые все видят и ко всему прислушиваются и спешат наперегонки донести, не идет речи.

Этим не ограничиваются стихотворения о России у поэта. Спустя несколько месяцев, на Кавказе, он посмотрит на нее иначе.

Удивление

Холодный, как скальпель хирурга, рассудок Лермонтова умолкает при мыслях о степных краях, где веками молчат травы, о колыханьях безбрежных лесов, о разливах огромных, как моря, рек. А ее слава, обагренная кровью, ее гордый покой и заветные, темные преданья глубокой старины ничем не отзываются в душе поэта. Ему близко и дорого другое – проселочный путь, и не верхом на коне, а в простой телеге, в которой можно лечь и смотреть на огромное небо, грызть соломинку и ждать огоньков в печальных окнах деревень.

Что еще дорого поэту

Что дальше пишет Лермонтов? Россия (стихотворение «Родина») предстает похожей и непохожей на пушкинскую деревню, о которой говорилось выше. Может ли такая Россия, которую дальше описывает поэт, понравиться чистоплотному благонамеренному бюргеру, у которого даже в лесочках положены аккуратные дорожки? Да никогда! Она мощна, и дика, и непонятна. И этим устрашает иностранцев. Но продолжим анализ стихотворения. Россия, точнее деревенская Россия, которую любит Лермонтов, представлена и дымком жнивы, обозом, ночующим в степи, и стоящей на холме посреди желтого поля парой белых берез. Ему радостно видеть скромный крестьянский достаток – полное гумно. Даже бедная изба с соломенной крышей, но не чуждая эстетики (резные ставни на окне), вызывает в душе отклик, отраду.

А какой иноземец будет холодным росистым вечером до полночи смотреть на праздничные пляски с топаньем и свистом, на это буйное веселье, которое может испугать своей немеряной силой? Все это близко и дорого истинно русской душе, которая ни в чем не знает предела. Душа так же широка, как взрастившие ее просторы.

Афоризмы

Деревня Тютчева Овстуг очень располагала к тому, чтобы полюбить широкие горизонты, обширные степи, необозримые поля и девственные леса Брянского уезда. Это все создавало самую поэтическую обстановку, которую поэт не забывал ни на чужбине, ни в Петербурге. Вот как его характеризовала старшая дочь Анна.

Это был человек с умом пламенным, блестящим, смело парящим в сферах мысли и особенно воображения, но беспокойным и нетвердым в области религиозных убеждений и нравственных принципов. С возрастом он стал афористичнее выражать свои мысли, создавая маленькие шедевры из четверостиший.

Исключительное творение

Как говорил Шопенгауэр, «кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Это можно отнести к всеми цитируемому шедевру – «Умом Россию не понять» (Тютчев). Стихотворение полностью известно всем, в этом нет сомнения. Оно, безусловно, сопрягается и с пушкинским, и с лермонтовским пониманием страны. Лермонтов вопреки рассудку и уму любил Отчизну, и в этом четверостишии говорится, что ум, когда заходит речь о России, ни при чем. Она совершенно особенная. К ней не подходят западноевропейские мерки. Россия - и не запад, и не восток.

Путь, как мы уже увидели, ей предстоит свой, в изломах и потрясениях. Это показал двадцатый век. Три революции, даже четыре, за одно столетие, не многовато ли для одной страны? И сейчас, когда произошел очередной слом, крах возбуждавшей воображение фантастической идеи построения нового невиданного мира, что остается делать в эпоху безвременья? Только верить. Как и говорил Тютчев. Вот уж правда, в 17–30 годы умом Россию не понять (Тютчев). Стихотворение полностью это подтвердило. Тогда был духовный подъем на базе абсолютно не жизненной идеи – построение общества всеобщего равенства. А так далеко хотел ли заглянуть поэт? Возможно, он пророчески, а он увлекался мистикой, вертящимися столами, медиумами, что-то и предчувствовал в свои 63 года.

Литература серебряного века

В конце 19 века ломались старые формы поэтического слова, и Брюсов встал у истоков символизма. За ним пошел и перегнал его как поэт, и мыслитель, и провидец Александр Блок. Цикл «Родина» создавался девять лет. Блок пришел к нему спустя два года после первой русской революции. В цикле сразу после «На поле Куликовом» стоит «Россия». Наверное, не случайно, что после слов о том, что сердце покоем не может жить, расположено ранее написанное стихотворение «Россия», и перед ним стоит призыв – «Молись!» Что чувствовал Блок? «Россия» – стихотворение пронзительно нежное, хотя поэт и говорит, что жалеть родную сторону не умеет. Однако его любовь и восхищение ею синонимичны жалости. Начинается первое четверостишие с образа дороги с расхлябаными колеями. Но красота, которой везде старается окружить себя народ, выявляется в расписных спицах. А мимо мелькают серые избы нищей страны, и любимый Блоком ветер поет русские песни. И от этого набегают на глаза слезы, как первые слезы любви (сравнение), которые больно отзываются в сердце, и которые не удержать. Он родился здесь и потому несет бережно свой крест. А крест нам дается по силам. Вот, что чувствовал Блок. «Россия» – стихотворение до какой-то степени безжалостное, потому что лирический герой согласен на то, чтобы Родина отдала свою красу тому, кому захочет.

Но краса не простая – разбойная. С такой никакой обманщик не справится. Просто ей прибавится еще одна забота. Но мало их, забот, бывало? Родина-женщина прекрасна, но своим узорным платком, надвинутым до самых бровей, она скрывает до поры до времени свою красу.
Это идет анализ стихотворения «Россия». Она все та же, что и у Лермонтова – поле да лес. А далее на длинной дороге возможно невозможное (оксюморон). Пусть только бросит взгляд из-под платка. И пусть звучат острожные долгие песни ямщика. Русь справится со всеми невзгодами и лихоимцами. Как? Да кто ж ее знает. Умом Россию не понять. Стихотворение полностью соглашается с выводами Тютчева – в Россию можно только верить.

Век XIX, XX и XXI – политические тенденции

Это три вехи в нашей истории. Когда ломались феодальные, затем капиталистические, а позже пытаются установить новые юридическо-правовые порядки, но они, между всем прочим, основываются на предложениях Столыпина. То есть сейчас ничего нового не изобретено, но хоть бы их удалось воплотить в жизнь. Но самое главное, чего нет сейчас в стране – нет общей вдохновляющей идеи, за которой бы хотелось пойти людям. Христианство во всех странах переживает период угасания. И несмотря на то что католики с небольшим пылом пытаются сейчас его реанимировать, это практически не удается. Православие, которое старается поддержать правительство нашей страны, также в глубоком кризисе. Идут ли наши духовные пастыри в народ? Встречали ли их выступающими на митингах? Практически нет. В итоге у людей не формируется религиозное сознание. А раз это так, то оно заменяется язычеством.

Нас пытаются увлечь идеей вечной молодости, рекламируя инновационные средства от морщин, от болезней суставов, создать культ тела, разрисовать себя, как дикари, татуировками. Мы возвращаемся к истокам, но на новом витке спирали. Поэт в России значил когда-то много, много больше. Быть может, когда-нибудь стихотворение, поэты России наполнят душу русского человека новым взглядом на привычные вещи.

Комментарии