Тематика родительских собраний. Тематика общешкольных родительских собраний
Учебно-воспитательный процесс в школе основывается на взаимодействии педагогического коллектива с конкретным ребенком и его родителями. От эффективности такой работы напрямую зависит результат. Наиболее показательным видом общения учителей с родителями является проведение собраний.
Общепринятая практика — проведение общешкольных мероприятий для параллельных классов. Внутри конкретного коллектива удается быстро решить ряд возникших проблем.
Необходимость проведения внеклассных мероприятий в учебном учреждении напрямую обусловлена подведением промежуточных и конечных итогов года. Тематика общешкольных родительских собраний обычно предполагает рассмотрение вопросов, которые касаются базовых нормативных документов учебного заведения, итогов его деятельности за определенный период, а также перспективных планов.
Собрания для родителей учеников из параллельных групп чаще всего предусматривают обсуждение вопросов, связанных с окончанием обучения выпускников либо приемом детей 6-летнего возраста. Тематика общешкольных родительских собраний может быть связана также и с проведением внеклассных мероприятий.
Спектр рассмотрения вопросов на родительских собраниях определенного класса чаще всего наиболее вариативен, что обусловлено более «подвижной» проблематикой в каждом конкретном детском коллективе.
Доверительность отношений педагога и родителей
Организация эффективной работы детского коллектива в школе — основная задача классного педагога. Ее выполнение возможно только при условии создания доверительной атмосферы между тремя сторонами учебно-воспитательного процесса: педагог — ученик — родители. Это говорит о высоком профессионализме учителя, что, соответственно, в дальнейшем позволит получить наиболее высокие учебные результаты.
Важнейшим инструментом классного руководителя при создании комфортного психологического климата является организация взаимодействия учителя с родителями учеников путем проведения внеклассных мероприятий.
Подготовка к проведению родительского собрания
При подготовке к мероприятию необходимо составить план родительского собрания, что предполагает выбор темы, участников, формы и времени его проведения. Это обеспечит результативность общения сторон.
Примерный план родительского собрания должен вкратце отражать вопросы, которые будут обсуждаться, а также предполагаемое время их рассмотрения. Обязательным условием при подготовке к мероприятию является предварительное оповещение мам и пап о дате, времени встречи, которая планируется.
Актуальность тематики родительских собраний
Один из ключевых моментов в этой деятельности — подбор тематики родительских собраний, которая должна отражать актуальные проблемы детского коллектива и способствовать их решению.
Деятельность педагогов основывается в первую очередь на долгосрочном планировании. Это касается как учебной, так и воспитательной работы. То есть, как правило, тематика родительских собраний должна обдумывается классным руководителем загодя. Профессионализм педагога в том и проявляется, чтобы своевременно реагировать на обстановку в детском коллективе и способствовать разрешению проблемных ситуаций в нем.
Рассмотрению актуальных тем на родительских собраниях способствует тесный контакт классного руководителя с детьми и их родителями. Помочь в выборе актуальной тематики родительского собрания может быть и проведение предварительного анкетирования мам и пап.
Педагог должен учитывать насущные проблемы конкретного класса. Естественно, базовыми вопросами остаются успеваемость, поведение, психологический климат в коллективе. Но, помимо основных вопросов, необходимо рассматривать и проблемы, которые напрямую связаны с индивидуальными особенностями учащихся, их конкретными поведенческими моделями и т. д.
Формы проведения родительских собраний
Наиболее приемлемой формой проведения собраний является диалог. Именно такой вид общения позволит наладить партнерские отношения между педагогом и родителями. Работа должна базироваться на взаимном уважении, понимании целей учебно-воспитательного процесса. Это будет способствовать укреплению авторитета учителя и достижению позитивных результатов при обучении детей.
Также возможно использовать формы диспута, круглого стола, лекции в случае приглашения дополнительных специалистов (психологов, врачей). Привлечение дополнительных специалистов поможет в решении узких проблем, с которыми сталкиваются родители, но не знают, как их решить в силу отсутствия знаний и соответствующего опыта.
Вышеперечисленные формы позволяют достигать позитивных результатов, создают атмосферу доверительности и объединяют усилия родителей и педагогов.
Время проведения родительских собраний
Как уже говорилось выше, основа эффективного учебно-воспитательного процесса - доверительная атмосфера. При выборе времени проведения собрания необходимо учитывать пожелания и возможности сторон. Это будет свидетельствовать о том, что учитель и родители находятся в партнерских отношениях.
Составление плана на год
Перспективное планирование родительских собраний на год предусматривает комплексное рассмотрение проблем учебно-воспитательного процесса. И здесь, конечно же, необходимо планирование тематики общешкольных родительских собраний и классных мероприятий. При этом стоит учитывать возраст учащихся, предусматривать проблемы, которые могут возникать в будущем году. Тематика родительских собраний на год должна быть продумана заранее.
Основными вопросами, которые могут рассматриваться в этом контексте, являются: «Режим дня школьника», «Организация учебной деятельности школьников», «Роль семьи в формировании личности ребенка», «Партнерские отношения школы и родителей в воспитании ребенка», «Возрастные и индивидуальные особенности детей», «Здоровый образ жизни», «Агрессия и дети», «Насилие над детьми», «Подведение итогов (четверти, полугодия, года)». Тематика этих собраний бесконечно широка, но в центре внимания находится личность ребенка, ее развитие и достижение учебных целей.
Тематика родительских собраний: 2 класс
Отдельно необходимо сказать о нюансах проведения мероприятий для родителей учащихся начальной школы.
Важной проблемой, которую следует обсуждать на собрании — система оценивания. Это обусловлено тем, что во 2 классе у детей уже появляются отметки в дневнике, которые, в свою очередь, оказывают психологическое воздействие как на детей, так и на взрослых. Часто родителями оценки воспринимаются как категоричное поощрение либо порицание ребенка. И такое отношение взрослых, безусловно, отражается на психике учеников. Важно понимать, что негативная оценка лишь сигнализирует о наличии какой-либо проблемы, которую необходимо решать совместно с ребенком. Позитивный балл — лишь ступенька к приобретению последующих знаний.
Также при планировании родительских собраний нужно остановиться на проблеме подготовки домашних заданий. Основополагающим компонентом сегодняшней школьной жизни является самоорганизация детей, умение логически размышлять.
Тематика родительских собраний: 11 класс
В старшем возрасте ребята уже задумываются о поступлении в вуз. Это предусматривает подведение итогов обучения в школе. При проведении собрания необходимо ознакомить родителей с нормативными документами, регламентирующими правила оценивания знаний детей, способами апелляции результатов, с процедурой получения аттестата об окончании общеобразовательного учебного заведения.
Привлечение узких специалистов
В целом тематика родительских собраний в школе должна презентовать родителям содержание, формы и принципы работы с детьми в учебном заведении, ознакамливать с передовыми методиками учебного и воспитательного процессов, рассматривать особенности обучающих программ, привлекать к взаимодействию во внеурочных мероприятиях, информировать о наличии факультативов, кружков.
Отдельный комплекс проблем, которые могут быть решены во время родительских собраний, предполагает привлечение узких специалистов. Это позволит педагогам и родителям найти взаимопонимание с детьми и улучшить психологический климат в коллективе.
Еще один аспект, который рассматривается во время родительских собраний, это вопрос, отражающий материально-техническую сторону процесса обучения. Безусловно, без помощи родителей многие финансовые вопросы в школе сложно разрешимы.
Важно помнить, что основным показателем результативности проведения родительских собраний является создание и существование триумвирата педагог — ребенок — родители. Только так каждый сможет реализовать свои ожидания от учебно-воспитательного процесса.