Педагогическое взаимодействие
Педагогическое взаимодействие – это процесс общения воспитателя и воспитанника, нацеленный на то, чтобы сформировать всесторонне развитую личность. Это – одна из основных целей педагогики, которая состоит из определенных направлений: учебных, социальных и дидактических. Общеизвестно, что сотрудничество – начало человеческой социальной жизни, поэтому именно взаимодействие играет главную роль в коммуникации. В этом вопросе существуют определенные процессы: воспитатель – воспитанник, взаимопонимание, поддержка в коллективе и интегральные воспитательные моменты. Только тогда, когда взрослые люди являются наставниками, это можно рассматривать как педагогическое взаимодействие. Оно не должно быть авторитарным, так как в его основу включен основополагающий принцип равенства отношений.
Учитель должен создать такие условия для ребенка, при которых он не станет оказывать противодействия в воспитании. Опытные преподаватели обычно тонко управляют данным процессом, понимая, что именно в этом, прежде всего, и заключается культура педагогического общения. Данный вопрос является на сегодняшний день актуальным, поскольку наблюдается кризис в решении комплексной задачи воспитания и обучения.
Какие стили педагогического руководства существуют? Необходимо отметить, что на них особенно влияет характер взаимодействия и отношения между воспитателем и учащимся. Этой проблеме посвятили свои труды Климов Е. А., Чудновский В. Э. и другие педагоги. Маркова А. К. выделяет три стиля: авторитарный, либеральный и демократический.
Демократический стиль предполагает, что ребенок является равноправным участником в различных видах трудовой, учебной и общественной деятельности. Это – один из самых современных и ведущих стилей. Учитель направляет учеников таким образом, чтобы они могли правильно принимать самостоятельные решения, но считались при этом с мнением наставников. Он дает советы, побуждает к действиям и реагирует на просьбы учеников, поэтому культура педагогического общения выходит на более высокий уровень. При соответствующей постановке данного вопроса процесс обучения становится максимально приближенным к особенностям детской психики.
Стили педагогического искусства подразумевают и авторитарное направление. В этом случае ребенок уже не является равноправным партнером, а выступает как объект, на который направлено педагогическое воздействие. Используя этот стиль, учитель обычно не получает профессионального удовлетворения; его главными методами работы становятся команды и приказы, что способствует снижению активности детей на уроках.
Педагогическое взаимодействие наименее проявляется при использовании либерального стиля. Этот стиль позволяет ребятам самим проявлять инициативу, а учитель старается уйти от самостоятельного принятия решений. В этом случае учитель бессистемно осуществляет свою деятельность в учебном процессе, что может сказаться на его результатах.
Все перечисленные стили выявляют отношение к партнеру взаимодействия. Необходимо обратить внимание на то, что каждый из них подразумевает преобладание разных форм общения – диалогической или монологической.
Педагогическое воздействие также бывает двух видов: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.
Первое – это воздействие по типу «педагог – воспитанник». Здесь учитель играет основную роль в обучении и воспитании. Именно он ставит задачи и требует их выполнения. Преподаватель стимулирует развитие ответственности и дисциплинированности у учащихся, благодаря этому они приобретают необходимый опыт и знания, учатся контролировать себя и свои поступки. Есть и отрицательная сторона такого взаимодействия: ребенок не будет приучен самостоятельно управлять своей деятельностью.
Отношения субъектно-субъектные способствуют проявлению самостоятельности и активности у подопечных, которые учатся находить выход из проблемных ситуаций и ищут способ развития сотрудничества с окружающими людьми.
Итак, педагогическое взаимодействие – это общение преподавателя с ребенком, которое призвано обеспечить развитие творческих данных учащегося, мотивацию и результат деятельности, а также воспитательное направление коммуникативной деятельности учителя и ученика.