Немецкий философ Георг Гегель: основные идеи
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – всемирно известный немецкий философ. Его принципиальным достижением стало развитие теории так называемого абсолютного идеализма. В ней ему удалось преодолеть такие дуализмы, как сознание и природа, субъект и объект. Георг Гегель, философия Духа которого объединила многие концепции, и сегодня остается выдающейся фигурой, вдохновляющей все новые поколения мыслителей. В данной статье мы рассмотрим кратко его биографию и основные идеи. Особое внимание будет уделено философии Абсолютного духа, онтологии, гносеологии и диалектике.
Биографические сведения
Георг Вильгельм Фридрих Гегель с детства был очень любознательным ребенком. Таких у нас называют «почемучками». Он родился в семье влиятельного чиновника. Его отец был строгим и любил во всем порядок. Ничего в окружающей природе и человеческих отношениях не оставляло его равнодушным. Еще в раннем детстве Георг Гегель зачитывался книгами о культуре древних греков. Как известно, именно они были первыми философами. Считается, что именно это увлечение подтолкнуло Гегеля к его будущей профессиональной деятельности. Он закончил латинскую гимназию в родном Штутгарте. Кроме чтения, в жизни философа вообще было мало других занятий. Большую часть своего времени Георг Гегель проводил в различных библиотеках. Он был отличным специалистом в области политической философии, следил за событиями Французской буржуазной революции, но сам участия в общественной жизни страны не принимал. Гегель Георг закончил теологический университет. После этого он занимался исключительно преподаванием и своими научными изысканиями. С началом карьеры ему во многом помог Шеллинг, с которым они дружили. Однако потом они поссорились на почве своих философских воззрений. Шеллинг даже заявлял, что Гегель присвоил его идеи. Однако история расставила все по своим местам.
Основы философской мысли
За свою жизнь Гегель написал множество работ. Самыми выдающимися из них являются «Наука логики», «Энциклопедия философский наук» и «Основы философии права». Гегель считал любой трансцендентализм непоследовательным, поскольку он разрывает такие дуальные категории, как «вещь» и «идея», «мир» и «сознание». Восприятие первично. Мир - это его производная. Любой трансцендентализм получается вследствие того, что есть чистые возможности опыта, который накладываются на мир для получения универсального опыта. Так появляется гегелевский «абсолютный идеализм». Дух как единственная действительность не является застывшей первоматерией. Всю философию Гегеля можно свести к субстанционному дискурсу. По мнению Гегеля, Дух цикличен, он преодолевает себя всякий раз в двойном отрицании. Его основной характеристикой является самопродвижение. Он устроен как субъективная мысль. Философская система построена на основе триады: тезиса, антитезиса и синтеза. С одной стороны, последняя делает ее строго и четкой. С другой – позволяет показать поступательное развитие мира.
Георг Вильгельм Гегель: философия абсолютной идеи
Тема Духа развивалась в рамках широкой традиции и ведет свое начало от Платона и Эммануила Канта. Георг Гегель признавал также влияние Прокла, Экхарта, Лейбница, Бёме, Руссо. Всех этих ученых отличает от материалистов то, что они рассматривали свободу и самоопределение как вещи, которые имеет важные онтологические последствия для души, ума и божественности. Многие последователи Гегеля называют его философию разновидностью абсолютного идеализма. Гегелевская концепция Духа определяется как попытка найти место божественной сущности в повседневной жизни. В доказательство своего аргумента эти последователи приводят цитаты выдающегося немецкого философа. Из них они делают вывод о том, что мир тождественен абсолютной идее (так называемому Духу). Однако на самом деле эти заявления далеки от истины. Георг Фридрих Гегель, философия которого на самом деле гораздо сложнее, подразумевает под Духом не закономерности, а факты и теории, которые существуют отдельно от сознания. Их существование не зависит от того, известны ли они человеку. В этом гегелевская абсолютная идея сходна со вторым законом Ньютона. Она является только схемой, облегчающей понимание мира.
Онтология Гегеля
В «Науке логики» немецкий философ выделяет следующие виды бытия:
- Чистое (вещи и пространство, которые соединены между собой).
- Наличное (все разделенное).
- Для-себя бытие (абстрактные вещи, которые противопоставляются всему остальному).
Гегелевская гносеология
Георг Гегель, философия которого часто рассматривается в университетских курсах сразу вслед за Кантом, хоть и испытал на себе влияние его идей, но многие из них не принял. В частности, он боролся с его агностицизмом. Для Канта антиномии не могут быть разрешены, и в этом выводе состоит конец теории. Дальше нет никакого развития. Однако Георг Гегель находит в проблемах и помехах двигатель рационального познания. Например, мы никак не можем подтвердить, что Вселенная бесконечна. Для Канта это неразрешенный парадокс. Он выходит за грань опыта, поэтому не может быть осмыслен и рационален. Гегель Георг считает, что такая ситуация является ключом к поиску новой категории. Например, бесконечного прогресса. Гносеология Гегеля строится на противоречии, а не на опыте. Последний не является критерием истины, как у Канта.
Диалектика
Немецкий философ Георг Гегель противопоставлял свое учение всем остальным. Он не пытался найти первопричины явлений или их разрешение в конечном результате. Простые категории у него превращаются в сложные. Истина содержится в противоречии между ними. В этом он близок к Платону. Последний называл диалектикой искусство ведения спора. Однако Георг Фридрих Гегель пошел еще дальше. В его философии нет двух спорщиков, а есть только два понятия. Попытка их совмещения приводит к распаду, из которого формируется новая категория. Все это противоречит третьему закону логики Аристотеля. Гегелю удается найти в противоречии вечный импульс для движения мысли по дороге, проложенной абсолютной идеей.
Элементы Духа:
- Бытие (количество, качество).
- Сущность (действительность, явление).
- Понятие (идея, субъект, объект).
- Механика (пространство, время, материя, движение).
- Физика (вещество, формообразование).
- Органика (зоология, ботаника, геология).
- Субъективны (антропология, психология, феноменология), объективный (право, мораль) и абсолютный (философия, религия, искусство) дух.
Социальная философия
Многие критикуют Гегеля за ненаучность его выводов о природе. Однако он никогда на нее и не претендовал. Гегель выявлял взаимосвязи через противоречия и пытался упорядочить таким образом знания. Он не претендовал на открытие новых истин. Многие видят в Гегеле отца-основателя теории развития сознания. Хотя его работа «Наука логики» совсем не описывает существование некого абсолютного разума, который является первопричиной существования всего. Категории не порождают природу. Поэтому можно говорить, что Маркс и Энгельс перевернули диалектику Гегеля с ног на голову. Им было выгодно писать о том, что идея воплощена в истории. На самом деле Абсолютный дух по Гегелю – это только накопленные знания человечества о мире.
Марксизм и Франкфуртская школа
Имя Гегеля тесно связано для нас сегодняшних с другой философской системой. Все потому, что Маркс и Энгельс во многом опирались на Гегеля, хотя и толковали его представления так, как им было выгодно. Представители Франкфуртской школы были еще более радикальными мыслителями. В основу своей концепции они ставят неизбежность техногенных катастроф. По их мнению, массовая культура требует усложнения информационных технологий, что обязательно приведет к проблемам в будущем. Можно с уверенностью сказать, что диалектический материализм марксистов и Франкфуртской школы все больше уходят в прошлое. А идеи Гегеля сейчас переживают новое рождение.
Георг Гегель: идеи и их развитие
Учение немецкого философа включает три части:
- Философию Духа.
- Логику.
- Философию природы.
Гегель утверждал, что религия и философия тождественны. Различается только форма подачи информации. Свою систему Гегель рассматривал как венец развития философии. Заслуга Гегеля состоит установлении в философии и в общем сознании истинных и плодотворных понятий: процесса, развития, истории. Он доказывает, что нет ничего отдельного, не связанного со всем. Это и есть процесс. Что касается истории и развития, то они у Гегеля объяснены еще более ярко. Невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило. И важную роль в его раскрытие играет противоречие, которое позволяет развитию происходить не по замкнутому кругу, а поступательно – от низших форм к высшим. Большой вклад сделал Гегель в развитие метода науки, то есть совокупности искусственных приемов, изобретенных человеком, и независящих от предмета исследования. Философ показал в своей системе, что познание – это исторический процесс. Поэтому истина для него не может быть готовым результатом. Она постоянно развивается и раскрывается в противоречии.