Анастасия Зуева - сказочный мастер эпизода

Её амплуа в классификации, принятой в театральной среде в незапамятные времена, называется "комическая старуха". Но истинные любители театра и кино знают, что ей были доступны для выражения в роли все грани человеческого характера.

Они ценят всё, что сохранилось из её работ: фильмы и видеозаписи спектаклей. И даже маленький зритель XXI века знает эту актрису: Анастасия Зуева в образе сказительницы из классических советских киносказок, которые любят и смотрят дети, и сейчас остается в памяти надолго.

Барышня крестьянского происхождения

Она родилась в 1896 году в селе Спасском Тульской губернии. Отец Анастасии Зуевой был мастеровитым человеком, владевшим многими профессиями – от кузнеца до гравёра, поэтому их семья относилась к зажиточным. Глава семьи рано умер, а его вдова быстро вышла замуж за жандармского офицера, поэтому Настя и её сестра были отданы на воспитание тетке. Та была строгой женщиной консервативных взглядов, поэтому, когда после учебы в гимназии племянница сообщила о желании стать актрисой, высказалась резко против.

Но девушка проявила характер и все-таки пошла на прослушивание в Школу драматического искусства. Оно прошло удачно, и Анастасия Зуева была принята. Возмущение строгой родственницы было так велико, что на некоторое время она выгнала племянницу из дома. Тетка смягчилась, только когда узнала, что Настя очень понравилась педагогам, и её приняли, в виде исключения, на бесплатное обучение.

Актриса второго поколения МХАТа

В 1916 году Анастасия Зуева поступила во 2-ю студию МХАТ. Это была знаменитая театральная школа. Преобразованная из частного театрального училища, руководимая мхатовцами, тремя Николаями – Массалитиновым, Александровым и Подгорным, – она оставила ярчайший след в истории отечественного театра. В её репертуаре преобладали модернистские пьесы, а режиссерские методы были по-настоящему новаторскими. Первая же постановка – «Зеленое кольцо» по пьесе Зинаиды Гиппиус – произвела фурор среди передового московского общества.

Те, кто были однокурсниками Зуевой, позднее составили ядро труппы главного российского театра – МХАТа – в её втором поколении. Ольга Андровская, Николай Баталов, Алексей Грибов, Борис Добронравов, Борис Ливанов, Марк Прудкин, Ангелина Степанова, Алла Тарасова, Михаил Яншин – эти имена не только гремели на всю страну на протяжении долгих десятилетий, но и, благодаря зарубежным гастролям МХАТа, были известны театралам всего мира. Анастасия Зуева, несмотря на то, что была острохарактерной актрисой и нечасто играла главные роли, занимала в этом ряду достойное место.

Маленькие роли большой актрисы

Участвовать во мхатовских постановках студийцы начали еще до революции, но официально в состав знаменитой труппы Анастасия Зуева, актриса определенного амплуа, была зачислена в 1924 году. В ней она прослужила 62 года, пережив с театром времена немыслимой славы и сложные кризисные периоды, неизбежные для любого творческого коллектива.

Её работы в пьесах классического репертуара – в спектаклях по Островскому, Горькому, Чехову – вызывали восторг коллег, критиков и зрителей. Роль Матрёны в исполнении Зуевой из инсценировки толстовского «Воскресенья» поразила Горького, обратившегося к ней со словами восхищения. Позднее она сыграла в знаменитой экранизации Михаила Швейцера, сделав свой эпизод одним из самых пронзительных в фильме.

Незабываемая Коробочка

Есть роль, в которой проявились лучшие свойства артистического дара, присущего Анастасии Зуевой. Приступая к работе в булгаковской инсценировке «Мертвых душ» Гоголя, Анастасия Платоновна проявила себя верной последовательницей системы Станиславского. Кроме проникновения в психологию «помещицы-ребенка», она использовала свои жизненные наблюдения, в её Коробочке – черты людей, хорошо ей знакомых или случайно увиденных на улице. Она тщательно работала над гримом и одеждой, используя выразительные детали.

В итоге явился персонаж, вызывавший восторг у зрителей на протяжении полувека. Она играла эту роль на мхатовской сцене до самой своей кончины, играла на сценах многих стран и континентов. Для многих Коробочка не может иметь другой внешности, другого голоса, других жестов. К счастью, этой работой актрисы можно насладиться в классической экранизации 1960 года.

Звезда киноэпизода

Киноработы актрисы немногочисленны, но удивительно выразительны. Для многих режиссеров, а потом и зрителей существовало единственное воплощение пожилой русской женщины – доброй или злой, разумной или вздорной, смешной или трогательной – Анастасия Платоновна Зуева. Фильмы с её участием неизменно становились популярными, принося широкую известность и актрисе.

Слова из её ролей уходили в народ. Фразу незабываемой вдовы Мерчуткиной: «Я женщина слабая, беззащитная…» из короткометражки по чеховскому водевилю «Юбилей» (1944) следовало произносить, подражая зуевским голосу и мимике.

Удивительно гармоничным было появление Зуевой в образе сказительницы в фильмах Александра Роу. «Огонь, вода и… медные трубы» (1968), «Варвара-краса, длинная коса» (1969), «Золотые рога» (1972) – мир этих сказок был бы беднее без удивительной бабушки-рассказчицы, ставшей, говоря современным языком, брендом.

Талант – единственная новость…

Современники вспоминают, что они мало знали женщин, вызывавших такой интерес окружающих, как Анастасия Зуева. Фото актрисы в молодости говорят об отсутствии в ней классической женской красоты. Но её обаяние не оставляло равнодушными многих мужчин. Среди поклонников её артистического и женского таланта были такие разные личности, как Валерий Чкалов и Борис Пастернак. Последний посвятил ей несколько стихотворений, а строки одного из них – «Актриса» (1957) – стали классикой:

Смягчается времен суровость,

Теряют новизну слова.

Талант - единственная новость,

Которая всегда нова...

Её жизнь – лишнее подтверждение старой истины: чтобы прожить яркую жизнь, оставить след в памяти потомков, необязательно всегда играть только первые роли. Главное - талант и преданность своему делу.

Комментарии