Кинематографист Аки Каурисмяки - гордость Финляндии
Кому-то по душе масштабные и эпичные голливудские блокбастеры, но всегда найдутся и те, кто предпочитает им своенравные и правдивые европейские фильмы. Для любителей авторского кино каждая страна связана с именами её выдающихся режиссёров. Например, в Италии – это Бернардо Бертолуччи, в Швеции – Ингмар Бергман, в Испании – Педро Альмодовар, а в Финляндии – Аки Каурисмяки. Последний является, пожалуй, самым выдающимся деятелем визуального и сценарного искусства у себя на родине, исключение составляет разве что его брат Мика, ведь финский кинематограф развит очень слабо, а известности и успеха достигают считанные единицы.
Биография
Аки Каурисмяки родился в 1957 году в городке Ориматтила, который находится в провинции Пяйят-Хяме. Его отец Йорма работал с финансами, а мать Леена - в сфере туризма. Помимо Аки, в семье родилось ещё три ребёнка, один из которых, Мика, также является почитаемым режиссёром. Каурисмяки постоянно колесили по всей Финляндии, переезжая с места на место. Этот период в жизни подрастающего кинематографиста найдёт отражение в его творчестве. Семейство также много путешествовало и за пределами родной страны. Школу мальчик заканчивает в Канкаанпя, имея за плечами множество прочитанных книг, которые с самого раннего возраста вызвали у него рьяный интерес. Кроме литературы, юный Каурисмяки влюбляется в кино, избрав это поприще в качестве будущей профессии. Однако поступить в университет по выбранному направлению ему так и не удаётся, в результате чего молодой Аки работает во всевозможных сферах, не пренебрегая даже трудом грузчика и мойщика посуды.
Первые шаги в мире кино
Некоторые режиссёры накапливают свой опыт, знания и умения, требующиеся для дальнейшей деятельности, самостоятельно. Благодаря активной жизни и смене специальностей, а также страстной увлечённости кино Аки Каурисмяки удаётся стать безусловным мастером постановки. А работа в качестве журналиста помогла ему при создании собственных сценариев. Когда режиссёру исполняется 24 года, он вместе с братом открывает собственную кинокомпанию, и в этом же году на свет рождается их общее документальное детище «Сайма-явление».
А двумя годами позднее он снимает первый полнометражный фильм «Преступление и наказание», который представляет собой современное переосмысление великого произведения Достоевского. Режиссёр параллельно работает и с коротким метром, а одной из самых известных картин в этом жанре стала «Рокки 6». Но мировая слава и уважение публики преследуют его после выхода в свет ленты «Ленинградские ковбои едут в Америку», рассказывающей о культовой рок-группе.
Трилогия о лузерах
Некоторые режиссёры предпочитают объединять свои картины одной темой, делая из них своеобразный цикл. Такой приём используют: Александр Сокуров, Ларс фон Триер и Аки Каурисмяки. Фильмы финского творца насчитывают две трилогии, первая из которых повествует о неудачниках. Ленты из этой серии выходили каждую пару лет, начиная с 1986 г. А в перерывах режиссёр продолжал снимать свои культовые картины. Первым фильмом трилогии считается «Тени в раю», действие которого разворачивается в Хельсинки, как и во всех последующих за ним. Там впервые появляется любимая актриса маэстро Кати Оутинен, снявшаяся в большинстве его творений. Следующей картиной цикла становится «Ариэль». Аки Каурисмяки по обыкновению выступил в ней режиссёром, сценаристом и продюсером. А замыкается тройка в 1990 году «Девушкой со спичечной фабрики», где вновь появляется Оутинен. Именно эти фильмы проложили их автору дорогу к уважению во всей Европе.
Последующие работы
Следующая картина Аки Каурисмяки «Жизнь богемы» переносит зрителей из родного для режиссёра Хельсинки в Париж. Она вновь с большой теплотой принимается зарубежной публикой и получает очередные награды, которых к тому моменту набралось уже приличное количество. Пару короткометражек спустя Аки снимает продолжение о приключениях сибирской группы под названием «Ленинградские ковбои встречают Моисея». Такого же ошеломительного успеха, как первая часть, оно не возымело, однако поклонники финского гения были рады вновь встретиться с любимыми героями. Увлечённость Каурисмяки музыкой, особенно «ковбоями», находит своё отражение ещё в одной документальной картине - «Балалайка-шоу» 1994 года.
Новая трилогия
Следующая трилогия Аки начинается с картины «Вдаль уплывают облака». В этот раз серия фильмов выходит на протяжении десяти лет, и в них вновь затрагивается тема пролетариата. В первой и во второй под названием «Человек без прошлого» Аки Каурисмяки снимает в главной роли все ту же Оутинен, которая, как и в предыдущий раз, появляется лишь в двух картинах цикла.
В 2003 году режиссёр удостаивается номинации на «Оскар» за промежуточный фильм трилогии, что является большим достижением для всей Финляндии. А завершают серию «Огни городской окраины» в 2006 году, после чего режиссёр в течение пяти лет снимает лишь две короткометражки, одна из которых входит в сборник новелл «У каждого своё кино». А в 2011 г. он вновь берётся за активную работу и выпускает ленту «Гавр», которая вызвала большой интерес у томящихся в ожидании поклонников и критиков. На данный момент это последний проект режиссёра, не считая совместного с коллегами «Исторического центра» в 2012 году. Следующий фильм ожидается на экранах только к 2017 г., а его детали пока что держатся в секрете.
Награды
За свой долгий творческий путь Аки Каурисмяки удостоился бесчисленного множества наград, став самым престижным финским режиссёром из всех когда-либо живших. Первая его номинация была на ММКФ за картину «Ариэль», и ей удалось получить приз ФИПРЕССИ. В 1990 году фурор на Берлинском кинофестивале произвела лента «Девушка со спичечной фабрики», а в 1992 г. там же всех поразила «Жизнь богемы». С 1996 года картины режиссёра стали одерживать победы и на Каннском фестивале. Всего их у Каурисмяки три: за «Вдаль уплывают облака», за ленту «Человек без прошлого» и фильм «Гавр». Успехом на кинопремиях также пользуются и актёры, снимавшиеся у финского маэстро, а сам он является самым титулованным кинематографистом своего государства, что не перестаёт вдохновлять его юных сограждан на создание фильмов.