Аристотель, онтология: описание, суть и значение. Онтология и логика Аристотеля

Философия являет собой результат соединения эмпирических знаний и того, что выходит за их рамки, т. е. эпистемы. Так утверждал Аристотель. Онтология, представленная им для всеобщего обсуждения, приобрела мировую известность и смогла прославить его имя в веках. Он – родитель логики, основоположник дуализма, лучший ученик и яростный противник Платона.

Онтология

Онтология – это раздел науки философии, в котором описываются принципы зарождения бытия, структура его, закономерности развития и варианты конечного состояния. Она может видоизменяться, согласно требованиям эпохи и уровня человеческого познания, а также под влиянием различных философских школ. Это объясняет, почему каждая философская система имеет свою онтологию, отличную от остальных, и претерпевает изменения вместе с развитием данной системы.

Отдельно существовала онтология Аристотеля. Ее суть, значение в системе познания заключались в том, что автор ввел несколько открытых к обсуждению вопросов, таких как:

1. Есть ли бытие?

2. Что собой представляет божественный ум и существует ли он?

3. Где грань преобразования материи в форму?

Именно Аристотель отделил просто науку от философии, а саму ее разделил еще на две части. В первой, так называемой метафизике, разбирались риторические, абстрактные вопросы, целью которых было понять, в чем смысл человеческого существования. А вторая содержала вполне конкретные размышления относительно человека, устройства мира и природы, законов общества и служила еще одним орудием познания.

Форма и материя

Бытие предметного мира можно воспринимать и анализировать через ощущения - такую выдвинул теорию Аристотель. Онтология его философии утверждала, что бытие есть единство формы и материи, причем «материя» - это возможность воплощения в форме, а «форма» - это бытие, действительность материи. Вещь есть воплощение формы и материи, однако и она может изменяться, переходить из одной возможности в другую. Но рано или поздно наступает конечная ступень преобразований. И возможность, то есть материя, актуализируется в форме окончательно.

Причины изменений

Онтология и гносеология Аристотеля указывают на четыре причины изменчивости мира:

  1. Формальная причина, которая необходима для соблюдения плана преобразования.
  2. Материальная, то есть активность самого субстрата.
  3. Действующая – та сила, которая преобразует субстрат.
  4. Целевая причина – конечный итог преобразований, к которому стремится вещь.

Если речь заходит не о конкретном предмете или вещи, а о мире в целом, то Аристотель, онтология которого не отрицает наличия на только материи, но и некой формы мира, не доступной нашему пониманию, говорит, что мир находится в постоянном движении. Допустить, что рано или поздно он остановится, нельзя, ведь для этого нужно какое-то противодействие. А как может появиться действие извне, если движение в мире остановилось? Существует перводвигатель, нематериальная движущая сила, которая обеспечивает нашему миру постоянное движение. Так рассуждал Аристотель. Философия, онтология которой содержит предпосылки о наличии вечного двигателя, подчеркивает, что он нематериален, а значит – бестелесен. Чистейший вид энергии без формы – это ум (или чистый разум). Следовательно, разум и есть существование в высшей степени этого понимания.

Гносеология

Это часть философии, которая занимается ториями познания, их критикой, разработкой и доказательствами. Именно эта дисциплина разбирает, могут применяться философские знания в реальном мире или останутся только умозаключениями. Источник познания, как известно, - это опыт. Особенно ценно то знание, которое прочувствовано исследователем на себе. Проблема познания была близка в тот момент философам, и, не оставшись в стороне, Аристотель, онтология которого включала в себя и понимание процесса получения знания, разработал свою теорию.

Теория познания

За исходную точку им было решено взять тот факт, что, помимо субъекта исследователя, существует еще не зависящая от его воли действительность. Он утверждает, что те знания, которые дают органы чувств, равноценны с теми, которые мы получаем путем умозаключений. И что вместе с изучением формальных составляющих любой вещи мы одновременно постигаем и ее индивидуальность. Именно это сочетание эмпирического опыта и рациональных умозаключений дает возможность понять полноту истины.

Сущности

Определение о первой и второй сущности предмета также несет в себе онтология Аристотеля. Ее суть: значение индивидуальности вещи лежит в процессе познания. Первая сущность – это то, что субъект узнает о предмете в процессе чувственного познания, а вторая – производное от нее. Вторые сущности не отражают всех нюансов индивидуального бытия, а являются скорее видовыми или родовыми характеристиками.

Учитель

Антология Платона и Аристотеля глубоко рассматривает понятие человека и государства. И хоть в некоторых вопросах они сходятся, в основном их теории противоположны друг другу. Согласно теории Платона, человек принадлежит сразу и к физической, и к духовной сфере бытия. И если с физическим аспектом все понятно, то душа может принимать различные конфигурации. Исходя из этого, выделяют типы людей, склонных к тяжелому труду, творчеству, поддержанию порядка, управлению другими людьми и т. д. В идеальном государстве каждый человек находится на своем месте, и царит идиллия.

Аристотель придерживается иного мнения, хоть и его теория тоже утопична. Согласно ему, идеальное государство - то, в котором вся собственность равномерно поделена между людьми, и они рационально ею пользуются, тогда не возникает конфликтов, все живут в гармонии друг с другом.

Несмотря на различия во взглядах, вопросы, которые касались рабства, возникновения государства и принципов управления им, рассматривались обоими учеными мужами практически одинаково.

Комментарии