Уилбер Кен: цитаты, биография, отзывы, критика
Современные знания философии, психологии, психотерапии нуждаются в пересмотре. Так считает автор множества книг и научных статей Кен Уилбер. Духовная эволюция, сфера непознанного, развитие сознания, мистика и экология – лишь малая часть интересов современного писателя.
Кто такой Уилбер?
Полное имя – Кеннет Эрл Уилбер II – американский философ, писатель и публицист, теоретик трансперсональной психологии. В США он является наиболее переводимым академическим автором. В трудах современного мыслителя затрагиваются темы сознания и религии. Особенностью работ Кена Уилбера является использование интегрального подхода к научному знанию.
Соединив современные западные идеи с прошлым Востока, он попытался по-новому взглянуть на восприятие человеком окружающего мира. Рассматривая роль религии в современном обществе, он отдавал предпочтение восточной литературе. Понимая неполноценность современных знаний в области наук, изучающих человека, писатель углубился в интегральный подход к исследованиям. Для него требуются знания из разных областей, являющиеся корректными в определенном контексте.
Биография. Детство и юность
Родился Кен Уилбер 31 января 1949 года в городе Оклахома-Сити (штат Оклахома). Его отец был военным летчиком, поэтому семье приходилось постоянно переезжать. В школе он был успевающим учеником и лидером – его несколько раз выбирали старостой класса и председателем школьного комитета. Ему легко давались задания, которые требовали большого умственного напряжения.
Выдающиеся успехи Уилбер Кен делал и в спорте. Он увлекался футболом, гимнастикой, баскетболом, волейболом и легкой атлетикой. Будущий философ был в центре внимания своих сверстников. Как он сам упоминает, в детстве он отличался общительностью и высокой активностью.
Будущий философ интересовался медициной и хотел познать возможности науки. Когда он окончил школу, ему было суждено вновь переехать – в Линкольн, Штат Небраска. Будущий философ Кен Уилбер, биография которого имеет множество неожиданных поворотов, всегда оставался верен своим идеям.
После школы он поступил в университет Дьюка (Дарем, Северная Каролина), где изучал медицину. Практически сразу он перевелся обратно в Небраску, чтобы изучать биохимию. Теперь он точно знал, что его интересует – психология, философия, мистика. Получив стипендию после постдипломного образования, Уилбер Кен сосредоточился на писательстве, бросив учебу.
Вдохновившись восточной литературой, в частности учением Дао Де Цзин, он стал разрабатывать интегральный подход к научному изучению человека.
Личная жизнь
В 1972 году Кен познакомился с Эмми Вагнер. Вскоре состоялась свадьба. В это время он зарабатывал преподаванием. Спустя несколько лет философ посвящает все свое время написанию книг. Чтобы обеспечить себе пропитание, он устраивается на низкооплачиваемую работу (посудомойщиком).
В 1981 году Кен разводится с Эмми и уходит с головой в работу над журналом «Ревижн». Он переезжает в Кембридж. Спустя 2 года он знакомится со своей будущей женой Терри Киллем. Вскоре у нее диагностируют рак молочной железы, и писатель в течение 3 лет занимается уходом за любимым человеком. Он практически прекращает писательскую деятельность с 1984 по 1987 год.
Переехав в Боулдер (Колорадо), Уилбер К. и Киллем Т. селятся неподалеку от буддистского университета Наропы. В 1989 году жена великого философа умирает. Кен описывает их совместный опыт в книге «Благодать и стойкость».
В ней писатель комментирует различные подходы к заболеванию и лечению, рассматривает вопросы мужского и женского, проливает свет на возможность достижения гармонии через страдание и смирение.
Книги
В 1973 году Кен Уилбер заканчивает свой первый труд «Спектр сознания». В нем он совершил попытку интеграции психологических школ Запада и Востока. Многие издательства отказывали автору в публикации по причине сложности материала. Только спустя 4 года работа Кена публикуется теософским издательством Quest Books.
В книге Уилбер выделяет 5 уровней в спектре сознания:
- Уровень ума. Согласно вечной философии, он является единственным реальным уровнем сознания. Он дарует человеку стирание всяких границ. Ум способен отражать как вселенную материальных вещей, так и мир понятий.
- Трансперсональные полосы. На этой сверхиндивидуальной области спектра человек выходит за пределы индивидуального организма.
- Экзистенциальный уровень. Человек ассоциирует себя с психофизическим организмом. Он понимает свою оторванность от окружающего мира. Осознание своего отличия от других организмов и окружающей среды помогает отграничиться от привычных представлений о реальности.
- Уровень эго. Человек при помощи воображения рисует образ себя и идентифицируется с ним.
- Уровень тени. Индивид определяет себя как часть образа эго. Неверное представление о собственной сути отражается не полностью.
Публикация книги принесла Уилберу признание в академических кругах. В это же время он становится главным редактором журнала «Ревижн». В издании обсуждается новая научная парадигма развития трансперсональной психологии.
С 1983 года исследователь начинает жестко критиковать положения трансперсональной психологии. Он указывает на низкие стандарты. Серьезным трудом после долгого перерыва станет «Секс, экология, духовность» (1995 год). К концу 90-х годов он является соучредителем Интегрального института. Поздние работы автора касаются концепции интегральной постметафизики, а также интегрального методологического плюрализма.
К последним опубликованным работам писателя относятся:
- "Око духа" (1997 г.).
- "Свадьба смысла и души: интеграция науки и религии" (1998 г.).
- "Один вкус" (1999 г.).
- "Теория всего" (2000 г.).
В 2006 году исследователь публикует работу «Интегральная духовность». В ней автор представляет интегральный подход к духовности.
В настоящее время писатель работает над проектом «Новая вечная философия». Он сочетает в себе традиционный мистицизм и теорию космической эволюции. В понятие «космос» Уилбер включает духовные, физикалистские и ноэтические представления. Он обращается как к достижениям современной метафизики, так и к теории дзен-буддизма.
Широкие профессиональные интересы и оригинальные философские воззрения делают Кена Уилбера самым всеохватным философом нашего времени.
Религиозные воззрения
Некоторое время Кен практиковал методы буддистской медитации. Также он глубоко занимался учениями Мадхамика и Нагарюна. Увлечение Кена восточной литературой стимулировало его интерес к религии.
В книге «Интегральная духовность» Кен Уилбер максимально просто излагает вопросы, связанные с ролью науки, религии и духовности в современном обществе. Он указывает на значение медитативных практик, восточного и западного взглядов на религию. Кен Уилбер адаптировал воззрения прошлого под современную реальность.
Книга предназначена для людей, интересующихся современными веяниями психологии и философии. Она совмещает путь просветления Востока с культивируемыми идеями Запада. Как считает автор, каждое из этих направлений знания вносит свой вклад в создание целостной картины мира и духовности в ней.
"Если вы не будете дружить с Фрейдом, вам будет тяжелее добраться к Будде", – говорит философ.
Уилбер Кен: критика
Интегральный подход Уилбера является не чем иным, как метакритикой основных направлений научной мысли современности. Многими учеными он был принят без особого радушия. К примеру, Ханс Вилли Вайс утверждает, что система Уилбера замкнута, а его синтетический подход абсурден. К одному из трудов автора он добавляет свой комментарий: «Метафизика и наука пересекаться не могут. Научное доказательство Бога само по себе несостоятельно».
Сам Уилбер Кен, цитаты которого достаточно распространены у далеких от науки людей, считается серьезным философом в академических кругах.
Украинский философ Сергей Дацюк пишет, что американский исследователь не различает концепции западной и восточной традиций. Он критикует возможность соединения этих совершенно несовместимых способов мышления. Достижение союза, как говорит Дацюк, возможно лишь в случае раздвоения сознания, наличия двойного языка понимания, который является признаком когитационной шизофрении (процесс разрушения сознания).
Кен Уилбер: отзывы
Сегодня книги Кена Уилбера переведены более чем на 30 языков. Автор очень нравится российским читателям. Многие говорят, что после прочтения его трудов у них начался новый период в жизни. Кто-то считает его книги руководством к действию. Отзывы на форумах, которые посвящены книгам Уилбера, представлены положительными, часто эмоционально окрашенными высказываниями.
Описывая многие психологические проблемы современности, Кен смог убедить читателя в необходимости синтеза разрозненных знаний и использования ранее неизвестных ресурсов сознания. Понятный язык и логичность изложения являются несомненными плюсами трудов писателя. Как отмечают благодарные читатели, работы известного философа помогают изменить восприятие человека, улучшив и расширив его.
Цитаты философа
Множество крылатых выражений американского философа взяты из книг «Никаких границ» и «Краткая история всего». К примеру, он пишет, что более глубокое понимание жизненных реалий человек приобретает через страдание. Таким образом он становится более живым, так говорит Кен Уилбер. Цитаты о любви представлены в книге «Благодать и стойкость».
В труде «Никаких границ» автор отмечает, что всякая вещь является лишь абстрактной границей опыта. Интересно высказывание, касающееся окружающей человека среды. Природа, по словам Кена, намного умнее, чем мы можем думать. Ненависть к другим людям рождается в презрении собственных качеств. Мы смотрим на человека и видим не его, свои (отраженные) недостатки. Эти цитаты являются не только средством собственного самосовершенствования, но и более полного понимания мира.
Интересные факты
Чтобы отточить свои писательские навыки, Кен переписал вручную все труды Алана Уотса. Несмотря на общительность и активную социальную позицию, в юношестве многие знакомые считали его замкнутым и нелюдимым.
Величайший философ и писатель современности, автор множества популярных книг Уилбер Кен соединил практически несочетаемые идеи прошлого и настоящего. Он стал путеводной звездой для желающих изменить свою жизнь в лучшую сторону.