Костенко Лина Васильевна: биография, творчество, фото

Костенко Лина Васильевна – украинская поэтесса, которая принадлежит к так называемому поколению шестидесятников. Ей довелось пройти через множество испытаний. Она уходила в творческое «отшельничество». По своему складу характера она не могла сойтись даже с украинской интеллигенцией, основные ценности которой всегда отстаивала. Но Лина Костенко, творчество и жизнь которой мы рассмотрим в этом коротком очерке, всегда была очень любимой среди молодежи. Студенты, как и много лет назад, ходят на ее лекции и редкие встречи с ней. А каждый раз, когда в Украине случается какое-нибудь выдающееся событие, поэтесса откликается на него острым, а иногда и преисполненным сарказма афоризмом.

Ранние годы

Костенко Лина Васильевна родилась в марте-месяце, 19 числа 1930 года, в городе Ржищеве, неподалеку от Киева, в семье учителей. Через шесть лет после ее появления на свет семья перебралась в столицу Украины. Она жила на Трухановом острове, который в те годы называли «Киевской Венецией». Во время фашистской оккупации он был сожжен вместе с селением. Закончила два вуза – Киевский педагогический и Московский литинститут – и в 1956 году вступила во взрослую жизнь. Уже в те годы неофициально одной из самых перспективных поэтесс звалась именно она, Лина Костенко. Фото в молодости нашей героини показывает ее изящную фигуру, интеллигентное лицо и смелый взгляд.

«Шестидесятница»

Поначалу стихи поэтессы были благосклонно восприняты критикой. Но, начиная с 1961 года, ее стали обвинять в «аполитичности» и практически не печатали, а в ее творчестве все больше появлялось критики тогдашних властей. Стихи Лины Костенко стали публиковаться в других странах – в Польше, Чехословакии, а также были популярны в «самиздате». Когда в 1965 году стали арестовывать диссидентов среди украинской интеллигенции, она открыто выступила в защиту преследуемых в свойственной ей эпатажной манере. Писала письма в защиту политических узников, бросала им цветы во время суда. Уже тогда молодежь устраивала ей овации, несмотря на опасность подобного выявления чувств. Хотя Костенко Лина Васильевна не была сама арестована и не попала на допросы, ее просто перестали замечать в советской прессе. Ее имя не упоминалось, а сама она была занесена в «черные списки». Работала женщина в основном «в стол».

Творчество эпохи опалы

Несмотря на то что гордой украинской поэтессе заткнули рот, именно в этот период она написала наиболее известные свои произведения. Прежде всего это сборники «Княжья гора» и «Над берегами вечной реки», а также роман в стихах «Маруся Чурай», поэма «Берестечко» и «Дума о братьях неазовских», пьеса «Сад нетающих скульптур». В ее стихах, даже самых ранних, есть глубокий философский подтекст. Она легко преодолевает устоявшиеся литературные стереотипы. Сборник «Над берегами вечной реки» стал настоящим поэтическим открытием. Главным кредо Лины были слова одного из ее героев о том, что он не боится доносчиков в корчме, потому что предпочитает высказывать все королю в лицо. Она пользовалась такой любовью читателей, что ее боялись трогать даже советские чиновники.

Образы и ассоциации

В своих произведениях Костенко Лина Васильевна обращается мыслью к традиционным сюжетам. Это образы искусства, мифологические персонажи, биографии знаменитых людей. Но при этом она придает всему этому второй и третий смыслы, полемизирует с настоящим, проводит интересные параллели, делает тонкие иронические выпады. Критики утверждают, что на этом поприще поэтессе нет равных в современной украинской литературе. Удивительный успех имел ее стихотворный роман на историческую тему «Маруся Чурай». Это литературная интерпретация известного сюжета о несчастливой любви. Девушка, пишущая популярные украинские песни, полюбила казака, а потом отравила его за неверность. Но главный конфликт романа – в столкновении максимализма и прагматизма, безоглядной веры и расчета, который многие называют «умением жить». Главной творческой приметой Лины Костенко является интеллектуализм.

Выход к людям

В эпоху перестройки произведения поэтессы не только стали издаваться - ее заслуги были очень высоко оценены. В 1987 году «Шевченковскую премию» получила именно Костенко Лина Васильевна. Фото, которое вы видите выше, запечатлело, как в том году выглядела лауреатка. Этой премии она удостоилась именно за роман «Маруся Чурай». Поэтесса получила также множество других наград. Это и международная премия Петрарки (1994), и орден Ярослава Мудрого (2000). Но от звания Героя Украины она отказалась, саркастически мотивируя тем, что «бижутерии не носит». Вышли многие из ее сборников и драматических произведений, которые не видели света много лет. В 2010 году была издана ее поэма «Берестечко», а также единственное прозаический роман «Записки украинского самасшедшего», вызвавший огромный ажиотаж. Наибольшей популярностью пользовались ее сборники стихов «Гиацинтовое солнце» и «Река Гераклита».

Современная Лина Костенко

Автобиография – это не тот жанр, который вдохновлял поэтессу. За все свои восемьдесят с лишним лет она так и не удосужилась написать ничего подобного. Но в 2012 году, 9 апреля, в день рождения Шарля Бодлера, украинский писатель-диссидент Иван Дзюба презентовал книгу о ее жизни «Есть поэты для эпох». Поэтесса продолжает писать стихи, пытаясь охватить огромные исторические пространства, осмыслить парадоксы культуры и политики. Она очень остро чувствует дисгармоничность мира, в котором мы все живем, и выражает его в иронических афоризмах, которыми отзывается на злободневность. «То, что сейчас происходит, - философствует поэтесса, - это кошмар, который приснился человечеству. Потом его назовут Историей. А затем приплюсуют к предыдущим кошмарам». «У меня кровь проступает из ушей, когда я слышу, как обижают мой народ».

Из подобных чувств в ее поэзии возникают апокалиптические мотивы. Но в конечном итоге творчество Лины Костенко направлено не на отчаяние и безнадежность, а на желание совершенства, человечности, желание достучаться до разума и достоинства сограждан. «И кто б там что кому ни говорил, а сгинет зло и правда победит!» - уверена она. На одной из пресс-конференций поэтесса высказала свою давнюю мечту. Она хотела бы не писать стихи с политической окраской, а «рисовать птиц серебряным карандашом на льняном полотне».

Комментарии