Анастасия Вяльцева – несравненная королева романса
Этой удивительной певице, имеющей волнующее меццо-сопрано, охватывающее две с половиной октавы, голос, то рассыпающийся серебристыми трелями, то нежно обволакивающий глубоким бархатистым тембром, «несравненной» Анастасии Вяльцевой посвящено немало восторженных строк, хотя и прошло почти сто пятьдесят лет после ее рождения. Значит, ее искусство живо, и ее жизнь продолжается в нем.
Начало
Конечно, в семье Вяльцевых, когда в 1871 г. родилась хорошенькая девочка Настенька, никто и предположить не мог, какое будущее ей уготовано. Когда отец умер, семья из слободы Алтухово под Орлом переехала в Киев. Начать работать пришлось рано. Анастасия Вяльцева была ученицей в мастерской дамского платья, продавщицей минеральной воды, подгорничной в гостинице. Убирая номера, она напевала. Этот голос и хорошенькую внешность отметила постоялица-певица и подсказала 13-летней девушке, что ее место на сцене. Ее приняли в балетную группу, но хорошо танцевать у нее не получалось.
Петербург
Анастасия Вяльцева переехала в северную столицу, и в 1893 г. была принята в труппу Малого театра. Она пела в хоре, и вот ей доверили маленькую роль цыганки, в которой она исполнила песенку «Захочу – полюблю». Милое кокетство этого исполнения привело публику в восторг. Но чтобы стать настоящей певицей, девушке требовалась учеба.
Москва
В 1897 году состоялось первое выступление в театре «Эрмитаж». Дебют был принят с восторгом и публикой, и прессой, с которой молодая фотогеничная и доброжелательная певица быстро нашла контакт. Так родилась звезда, а гастрольные поездки по городам страны в Курске, Орле, Киеве, Харькове, в Баку, в Тифлисе, в Ростове-на-Дону закрепили успех и принесли неслыханные деньги. Такие гонорары были лишь только у Шаляпина.
Гастроли
Эти огромные деньги позволили Анастасии Дмитриевне заказать за границей удобный железнодорожный вагон. В нем, кроме помещения для отдыха и проживания, были ванна, кухня, место для прислуги. Это было необходимо, так как, кроме записи грампластинок, которые расходились безумными тиражами, Анастасия Вяльцева непрерывно колесила по стране, наматывая версту за верстой. Их набралось за ее гастрольную деятельность 175 тысяч. И в каждом городе феерический успех. На вокзале ее и встречали и провожали восторженные поклонники.
Певица радости
Да, Анастасия Вяльцева, имея репертуар, состоящий из примерно трехсот песен и романсов, никогда не воспевала горькую долю народа. Очень часто она выходила к зрителям в платье, украшенном гортензиями. Пышные цветы подчеркивали изящество исполнительницы.
Особенно плодотворной была ее работа с композитором Н. В. Зубовым, который написал, не будучи профессионалом, самые популярные романсы, из которых невозможно не упомянуть "Не уходи, побудь со мною...". В последние годы она любила выступать в Курзале зале Сестрорецка, рассчитанном на полторы тысячи мест.
Благотворительность
В жизни певица Анастасия Вяльцева очень активно занималась благотворительностью. Для сборов средств экспедиции Седова к Северному полюсу она вместе с Собиновым и Шаляпиным давала благотворительные концерты. Ее брат был членом Общества попечения бесприютных детей. А в своем завещании Вяльцева просила передать Петербургу свои доходные дома для устройства в них детского приюта и больницы. Во время Русско-японской войны часть денег от концертов она передавала для поддержки раненых.
Любовь и брак
В 1910 году в ее напряженную жизнь вошла любовь. И вопреки серьезному препятствию, которое стояло на пути влюбленных, а это были сословные различия, они обвенчались в Москве.
Смерть
Зная, что болезнь смертельна, она держалась с достоинством. Так может далеко не каждый – составить завещание, выбрать платье для похорон, прическу, указать, как обставить комнату, в которой будет происходить прощание. Хоронить певицу пришел весь Петербург – 150 тысяч человек шло за гробом. В почетном карауле стали Матильда Кшесинская и Анна Павлова.
Так, промозглым февральским днем 1913 года ушла из жизни «королева романса – Анастасия Вяльцева. Биография «русской Золушки», как ее иногда называли, послужила основой для книги «Зеленые берега» и художественного фильма «Несравненная».