Константин Кедров: биография, произведения, научная деятельность

Он часто говорит, что каждый поэт - это философ, но не обязательно каждый философ – это поэт. Своим творчеством он доказывает абсолютную истинность этого утверждения. О том, кто такой Константин Кедров в своей первичной сути, поэт или философ, рассуждают, не приходя к однозначному выводу, даже люди, знающие его очень долгое время.

Доктор философских наук, изобретатель терминов «метакод» и «метаметафора» выражает свои взгляды на мироустройство в виде логичной и продуманной теории, идеями которой соответственно пронизаны все его поэтические строки.

От корней

Он родился в 1942 году, в Рыбинске Ярославской области, куда были эвакуированы его родители, работавшие в местном драмтеатре. Отец – режиссер и актер Александр Бердичевский, ученик Мейерхольда, мать – актриса Надежда Юматова. По линии матери род восходит к дворянской ветви Челищевых, среди которых были соратники Александра Невского и Дмитрия Донского.

Двоюродным дедом поэта был выдающийся русский художник, один из основателей сюрреализма Павел Федорович Челищев. Константин Кедров даже получил в наследство несколько картин Челищева, которые ему пришлось продать, когда он оказался без работы.

Способности к словотворчеству были замечены у Константина с раннего детства – в семье помнили его попытки рифмовать в возрасте 6 лет. Поэтому логичным было его стремление к получению литературного образования – после школы он поступает в 1961 году в МГУ, на факультет журналистики.

Москва - Казань - Москва

С первых же стихов, которые Константин Кедров написал в юношеском возрасте, стало ясно его увлечение творчеством русских футуристов начала века – В. Хлебникова, А. Крученых и других, склонность к поиску новых форм в поэзии, свобода в выборе тем для стихов. В 1958 году в газете «Комсомолец Татарии» была опубликована подборка стихов Кедрова, среди которых были строки:

Каждая страна говорит о свободе,

Свобода Франции велит убивать свободу Алжира.

Но разве же есть у свободы родина?

Свобода – Родина всего мира.

Дайте же мне единственную свободу – свободу не убивать!

Такие идеи слишком выбивались из идеологически выверенных публикаций того времени, поэтому через год после обучения в МГУ Кедрову было предложено перевестись подальше от столицы – в Казанский университет. Но и там его отчислили с факультета журналистики, разрешив в качестве вольнослушателя окончить историко-филологический факультет. У Кедрова не было права на стипендию, на общежитие и т. д.

Он чудом окончил этот курс, причем тема его дипломной работы также была экстраординарна: «Геометрия Лобачевского, теория относительности Эйнштейна и поэзия Велимира Хлебникова».

Он возвращается в Москву в 1968 году и поступает в аспирантуру литературного института, которую окончил в 1973-м, защитив кандидатскую диссертацию. С 1974 по 1986 год Константин Кедров работает преподавателем на кафедре русской литературы в Литинституте, но главным делом его жизни становится поэзия.

Сообщество авангардистов

Печататься, выступать с чтением стихов в то время позволялось только с разрешения Союза писателей, причем только с произведениями, прошедшими тотальную проверку на соответствие коммунистической идеологии. Поэтому творчество Кедрова - авангардное по форме и независимое по содержанию - было полулегально. Тем не менее скоро вокруг него создался кружок молодых поэтов, объединенных общностью взглядов на жизнь и поэзию.

Среди них были: Алексей Парщиков, Александр Еременко, Илья Кутик, Алексей Хвостенко. Константин Кедров, биография которого является темой нашего обзора, впоследствии был тесно связан с другими видными современными поэтами - Андреем Вознесенским и Генрихом Сапгиром. Он стал создателем настоящих манифестов новой русской поэзии – это поэмы «Компьютер любви» (1983), книги «Поэтический космос» (1989) и др. Становится ясным объединяющее их творчество понятие – метаметафоризм.

Метаметафора

Этот термин впервые был введен Кедровым в конце 1970 годов. Он определял его как инверсию – выворачивание, инсайдаут – понятий "человек - космос". Оно связано с метафизическими поисками поэзии начала века, когда в любом явлении временной смертной жизни виделась неразрывная связь с вечным, глобальным, вселенским. Константин Кедров - поэт - выражал это так:

Человек – это изнанка неба,

Небо – это изнанка человека.

Кедров-философ в статье «Звездное небо» (1982) ввел понятие метакод. Это дальнейшее развитие понятия единства всего сущего, единый генетический код, лежащий в основе мироздания. На основе самых современных научных достижений, провозглашающих сходство принципов, по которым устроен макрокосмос и мельчайшие элементарные частицы, рожденные единым Большим взрывом, он подводит философскую базу под поэтические поиски новых авангардистов.

Добровольное общество охраны стрекоз

Экспериментальный, словотворческий, неординарный характер стихов Кедрова нашел выражение в создании удивительного поэтического сообщества, обозначенного аббревиатурой ДООС. Она впервые появилась в 1984 году как абстрактный поэтический образ. Впоследствии она получила расшифровку и смысл, связанный изначально со строкой из басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»: «Ты всё пела? Это дело…» Провозглашение пения как главного дела для творческого человека, не связанного ни с политическим, ни с морализаторским смыслом, было озвучено во весь голос только после развала советской системы.

ДООС, меняясь по составу, существует более 30 лет. Его постоянными членами являются Кедров и Елена Кацюба. В разное время к нему принадлежали Вознесенский и Сапгир, Игорь Холин и Вадим Рабинович, Кирилл Ковальджи и Алексей Хвостенко и многие другие. Они публиковались в основанном при ДООСе «Журнале поэтов» и во множестве изданных под его эгидой поэтических сборников.

Свобода мышления, поиск новых форм, в основе которого словотворчество - палиндромы, анаграммы, игра, сочетание текстов и визуальных образов, – всё это является общим для стихов поэтов группы ДООС. Метаметафора органически входит в них как основа единого поэтического взгляда.

Декан Академии поэтов и философов

На формирование творческого мировоззрения Кедрова оказало влияние знакомство с великим философом, учеником Павла Флоренского Алексеем Федоровичем Лосевым. Поэзию Кедрова высоко ценили Андрей Вознесенский, Сергей Капица, Юрий Любимов.
По всему миру широко известен поэт и философ Кедров. Константин Александрович удостоен разнообразных международных премий, есть сведения, что он был номинантом на плучение Нобелевской премии по литературе.

Константин Кедров, личная жизнь которого сознательно им не афишируется, активно отзывается на важнейшие события в политике и искусстве страны. Он регулярно публикуется в средствах массовой информации, участвует в публичных акциях.
Он является деканом одного из старейших негосударственных образовательных учреждений под руководством Натальи Нестеровой. В его названии – Академия поэтов и философов - объединились две главные составляющие жизни русского мыслителя Константина Александровича Кедрова.

Комментарии