Как проверить пунктуацию. Правила пунктуации

Знаки препинания – очень важные составляющие текста. Человек, не использующий их в письменной речи, рискует сделать так, что те, кому адресован текст, просто-напросто не поймут смысла. Да и читать такое сообщение будет невозможно. Поэтому просто необходимо проверить пунктуацию, как только текст написан. Это не только уважение к адресатам, но и к самому себе, ведь грамотная письменная речь – показатель высокой культуры. В статье разберем, для чего нужна пунктуация, какие существуют основные знаки препинания и какую функцию выполняет каждый из них.

История возникновения знаков препинания

Знаки препинания появились не сразу. Изначально тексты были сложны для восприятия, потому что писались без них. То, что необходимо сделать письменные сообщения удобочитаемыми, в Европе первыми поняли французы. Постановку особенных остановок, запятых, они переняли у греков в XV веке.

Что касается России, то сформулировал мысль о том, для чего нужна пунктуация, впервые Михайло Ломоносов. Правила были выдвинуты им в XVIII веке. Причем, он говорил не только об употреблении запятых, но и восклицательных знаков. Карамзин же ввел в употребление тире и двоеточие.

Значение пунктуационных знаков

Какое же назначение знаков препинания? Знание этого - хорошее подспорье, когда нужно проверить текст на пунктуацию.

Самый важный знак – это точка. Ей пользуются, чтобы отделить одно предложение от другого, она означает окончание минимального сообщения и начало нового. Иногда вместо точки используются знаки, вопросительный или восклицательный. Первый употребляют в тех предложениях, которые содержат в себе вопрос, второй – в эмоционально окрашенных, побудительных.

Для примера достаточно сравнить три предложения: Наталья Павловна – выдающийся хирург. (спокойная интонация, цель – сообщение факта). – Наталья Павловна – выдающийся хирург? (вопрос). – Да Наталья Павловна – выдающийся хирург! (восторженные чувства).

Иногда в конце предложения ставится особый знак – многоточие, оно говорит о незаконченности мысли.

Запятыми мы пользуемся чаще всего. Эти знаки отделяют одни логические отрезки от других, создают перечисления. Без запятых весьма сложно понять смысл предложения. Знаменитая фраза «казнить нельзя помиловать» - яркий тому пример.

Для того чтобы разъяснить какие-либо факты, используют двоеточие. Также оно может указывать на ряд однородных членов.

Тире (кстати, это единственное название знака препинания, имеющее иноязычное происхождение - французское) необходимо, когда пропускается союз или какое-либо слово. Также оно указывает на то, что в предложении одна мысль противопоставлена другой.

Использование точки с запятой крайне редко. Этим знаком соединяют части, совершенно не связанные логически друг с другом.

Однородные члены

Теперь разберемся с основными правилами, которые помогут проверить пунктуацию. Одно из самых распространенных – запятые при однородных членах предложения. Напомним, это такие, которые отвечают на один вопрос и относятся к одному члену предложения. Однородными могут быть абсолютно любые составляющие синтаксической единицы.

Чтобы проверить знаки пунктуации при них, необходимо обращать внимание на союзы, их соединяющие. Если таковых нет – запятая ставится всегда. На лугу росли красные, ярко-желтые, белые цветы.

Также необходимо поставить пунктуационный знак, если однородные члены соединены попарно. На лугу росли красные и желтые, голубые и белые цветы. Как видим, в этом случае запятая отделяет два однородных определения с союзом и.

При повторяющихся союзах пунктуационный знак ставится после первого. На лугу росли и красные, и ярко-желтые, и голубые, и белые цветы.

При однородных членах может стоять обобщающее слово. В таком случае проверить правильность пунктуации поможет определение того, где оно находится. Если до ряда однородных членов, то необходимо поставить двоеточие. После такового – тире. Например: На лугу росли всевозможные цветы: красные, ярко-желтые, голубые и белые. Обобщающее слово цветы употреблено перед однородными определениями. Красные, ярко-желтые, голубые, белые – всевозможные цветы украшали луг.

Обособление

Обособление – это особое выделение знаками препинания и интонационно. Проверить пунктуацию при нем поможет поиск определяемого слова. Это нужно в том случае, если речь идет об обособленных определениях. Приведем примеры:

Стрижи, снующие между деревьями, на лету ловили насекомых. Определяемое слово стрижи употреблено перед обособленным определением (оно выражено причастным оборотом).

Туристы, уставшие и голодные, вскоре подошли к заброшенной избушке. Определяемое слово туристы стоит перед обособленным определением (оно выражено однородными определениями, соединенными с помощью союза).

Всегда необходимо ставить запятые при выделении:

  • Деепричастных оборотов. Уйдя в себя, она смогла отвлечься от насущных проблем.
  • Обособленные члены относятся к личному местоимению. Довольные и воодушевленные, мы прибыли к месту соревнований.
  • Приложение всегда обособляется в двух случаях: когда относится к личному местоимению и когда относится к нарицательному существительному. Например: Она, врач высшей категории, была вынуждена пойти на попятную. – Врач высшей категории, она была вынуждена пойти на попятную. Еще пример: Моя тетка, врач высшей категории, вмиг осталась без работы. – Врач высшей категории, моя тетка вмиг осталась без работы.

Вводные слова и обращения

Пунктуация в предложении с вводными конструкциями и обращениями достаточно проста. Нужно просто знать, что это за элементы.

Когда мы обращаемся к кому-либо, его имя или то, как мы его при этом называем, привлекая внимание, и будет обращением. В предложении оно всегда выделяется запятыми. Ольга Петровна, принесите мне книгу о растениях. – Дорогой дедушка, как ты поживаешь? – Милые братья, давайте защищать свою Родину до конца!

Проверить пунктуацию в синтаксических единицах с вводными конструкциями можно, правильно выделив их из контекста. Следует помнить, что их назначение – обратить особое внимание на какое-либо высказывание, отделить его от других. Послушай, разве так важно приехать завтра? – Я пойду, наконец, разберусь. – По мнению сотрудников, давно уже следует изменить интерьер офиса.

Пунктуация в сложноподчиненных предложениях

Что касается сложных предложений, то постановка запятой между их частями нужна всегда. Со сложноподчиненными дело обстоит проще, потому что их сложно перепутать с какими-либо другими. Какая же в них пунктуация (5 класс – уже то время, когда тема изучается)? Приведем примеры.

  • Я хочу, чтобы вы поскорее переехали в новую квартиру.
  • Она знает, где прячутся все грибы в лесу.
  • Катерина, как только запели первые птицы, поднималась с постели и занималась хозяйством.

Пунктуация в сложносочиненных предложениях

Гораздо сложнее определить сложносочиненное предложение. Чаще всего его путают с простым, у которого в составе есть однородные сказуемые. Очень важно правильно выделить грамматическую основу и понять, сколько их.

Разберем два примера. Ласточки летали вокруг дома и выписывали в воздухе причудливые фигуры. – Ласточки летали вокруг дома, и присутствующие с восхищением смотрели на их причудливые воздушные фигуры. Первое предложение – простое, в нем однородные сказуемые летали, выписывали соединены союзом и, поэтому запятая не нужна. Второе пример – сложносочиненное предложение, имеют место две грамматические основы: ласточки летали, присутствующие смотрели. Запятая перед и необходима.

Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях

Внутри сложного предложения может быть и бессоюзная связь. В таком случае чаще всего ставится запятая, тире или двоеточие, реже – точка с запятой. Разберем такие случаи. Отметим сразу, многое зависит от интонации и общего смысла предложения.

Библиотека закрылась, все сотрудники уже ушли домой. – Библиотека закрылась – все сотрудники ушли домой. – Все сотрудники ушли домой: библиотека закрылась.

  • Если имеет место обычное перечисление некой последовательности действий, то будет ставиться запятая (первый пример).
  • Когда вторая часть указывает на следствие из первой – необходимо ставить тире (второе предложение).
  • Чтобы раскрыть более подробно содержание первой части, используется двоеточие (последнее предложение).

Точка с запятой ставится реже. Ее употребление необходимо, когда в простых частях много осложняющих элементов (они очень распространены).

Библиотека, находящаяся в парке, закрылась, чтобы провести учет книг; сотрудники остались работать сверхурочно.

Здесь в первой части находится не только причастный оборот, но еще и этот блок представляет собой сложноподчиненное предложение. Необходимо употребить точку с запятой.

Комментарии