Современное кинетическое искусство: описание, особенности, представители. Кинетическое искусство во второй половине ХХ века
Кинетическое искусство - направление современное, впервые появившееся в двадцатом веке, когда творцы различных сфер искали для себя что-то новое, и, в конечном итоге, нашли. Оно проявило себя в пластике скульптуры и архитектуры. В данной статье рассмотрим, что собой представляет кинетическое искусство 20 века, как оно нашло себе применение позже, его зарождение, развитие и многое другое.
Происхождение названия
Как звучит слово, тоже имеет значение - вот почему дефиницию нового, ранее неизвестного термина можно узнать не только подсмотрев ее в толковом словаре, но и выяснив происхождение. В данном случае понятие "кинетическое искусство" тесно связано с греческим словом "кинетикос" - "тот, который приводит в движение". Сразу же вспоминается раздел физики "кинематика", которая, как известно, также изучает именно этот процесс.
Вот почему кинетическое искусство - композиции движущиеся, объемные, скульптурные и/или архитектурные. Оно относится к художественному авангарду. Впервые о кинетическом искусстве услышали в начале двадцатого века.
Зарождение нового направления
В двадцатые годы прошлого века Владимир Евграфович Татлин, зачинатель кинетического искусства, строит модель башни Третьего Интернационала.
В 1931 году на тот момент малоизвестный Александр Колдер создает свой первый шедевр из знаменитых проволочных конструкций, приводимых в движение при посильной помощи мотора. Со временем его композиции разрослись, составили целый цикл произведений искусства под общим названием "мобили".
Как отечественный творец, так и гений с другого континента преследовали одну цель: вдохнуть новую жизнь скульптуре, сказать нет ее статичности, преодолеть рамки традиций и позволить ей больше взаимодействовать с окружающей средой. Движение должно было стать связующей нитью между шедевром и миром.
Установление новых традиций
В шестидесятых годах двадцатого века французский художник и теоретик искусств Николя Шоффер, а также аргентинский художник Хулио Ле Парк своим творчеством окончательно установили новые правила и ответили на вопрос о том, что такое кинетическое искусство.
Они оба хотели передать в своих композициях дух царившей в то время научно-технической революции и применяли для этой благородной цели оптическое и акустическое воздействие. На деле это выражалось в том, что их творчество менялось сразу на нескольких уровнях: механическом (структура, форма), визуальном (цвета, свет и тени) и звуковом (стерео и моно).
Яркие многообразные средства очень точно были подобраны для того, чтобы специфика времени стала выражена и узнаваема. Главные особенности научно-технической революции, ее динамичность, силу и мощь - вот что выражало кинетическое искусство во второй половине 20 века.
Распространение
В шестидесятых годах распространение кинетического искусства достигло своего апогея. Примерно в это время как раз и появился термин, обозначающий данное направление, использующийся поныне. Он сразу же захватил умы человечества от Европы до Америки. Кинетическое искусство США и Европы сливалось в одно - творцы стремились к похожим целям, но в то же время проявлялось это по-разному.
Наум Габо: русско-американский авангард
Русский и американский художник Наум Габо вывел собственную формулу жизни и искусства, отождествляя их между собой. Их компонентами, а также основой, базой, на которой они должны строиться, он назвал пространство и время.
Габо не стремился к сложности; его модели, шедевральные композиции, создавались из простых геометрических форм. Его "Виртуальные формы" чрезвычайно повлияли на современное кинетическое искусство. Кто бы мог подумать, что колебание металлических пластин может нести такой глубинный смысл и выражать силу эпохи!
Оживление материи
Мастера двадцатого века часто применяли электрические моторы для того, чтобы оживить застывшую материю. Но это был не единственный метод. Равно как благодаря научно-технической революции физические процессы стали не только объектом изучения, но и средством для достижения целей, этот эффект не обошел искусство. Гении всего мира экспериментировали с потоками воды, ветра, силой земли.
Таким образом были получены удивительные вращающиеся диски Марселя Дюшана - композиция, которая завораживает, а Жан Тэнгли воссоздал творение своего разума в реальности - механизмы не только самодвижущиеся, но и склонные к саморазрушению, издающие при этом звуки - своеобразное музыкальное сопровождение. Автор знаменитого фонтана Стравинского собирал их из промышленного утиля всевозможных вариаций. Все это приводит к выводу о еще одной замечательной особенности кинетического искусства - многообразии форм и применении необычных материалов для создания уникальных эффектов.
Поиски никогда не заканчиваются
Кинетическое искусство - это новый этап, но никоим образом ни точка отсчета, ни точка назначения. Ярким светом оно заставило идеи играть новыми красками, вдохновляя на подвиги. Представители кинетического искусства прочно вошли в его историю - от Родченко до Юккера. Поиски в этой области привели к тому, что кинематизм нашел себе применение не только в скульптуре и архитектуре. Кинетическое искусство в живописи получило название оптического и постепенно трансформировалось в "оп-арт".
Зрительные иллюзии оп-арта
Движение в живописи проявилось характерно для этого вида искусства - чисто визуально, на уровне подсознания. Ведь оп-арт основывается на зрительных иллюзиях - когда людям кажется, что пространство и материя изменяются. Впрочем, и здесь для достижения необходимого эффекта творцам приходилось применять научные знания - играть на психофизиологических факторах, заставлять зрителя увидеть именно то, что они задумали. И чем больше проявляется результат, тем сильнее удивляет фактическая статичность произведения. Это основное отличие оп-арта от традиционного кинетического искусства.
Эстетическая специфика
Кинетисты-скульпторы оживляли материю, художники - пространство. Углубляя его и раскрашивая во всевозможные цвета, они уводят в какой-то свой мир, спрятанный не на холсте, но где-то внутри. Это словно нора, в которую когда-то Алиса упала, пытаясь угнаться за кроликом. Чувство сродни тому, как ты засыпаешь, и тебя уносит в самые сокровенные мечты. Вот что испытали в шестьдесят пятом году прошлого века посетители выставки "Отзывчивый глаз" от Эгема, Демарко и др., открывших новую страницу в истории живописи.
Первые работы были исполнены в черно-белых тонах - мастера только пробовали свои силы в новом виде искусства. Ведь, в конечном итоге, кинематизму подвластно все - он рушит границы. Это восхищает, но и пугает тоже, вот почему художники ступали осторожно, осваивая новые техники, впечатляя все более. Сейчас же оп-арт, напротив, характеризируется максимально яркими, контрастными оттенками, жестким смешением для достижения необходимого эффекта.
Элементы динамики в фольклоре
Народное творчество многие люди интуитивно противопоставляют современному. В чем-то они, разумеется, правы, ведь фольклор - это хранение памяти о культуре нации, а современное искусство - творение культуры прямо сейчас. Но, говоря о кинетизме, можно смело утверждать, что ниточка элементов динамики тянется давно, сквозь века, хотя этот клубок и был замечен и распутан только в двадцатом веке.
Объекты и игрушки, которые двигались и производились мастерами из Архангельской области, - это все зачатки кинетизма. Он в русской культуре проявился в полной мере. Уже не раз в этой статье упоминались две крайние точки - Америка и Советский Союз, родом откуда были многие гении.
Развитие кинетического искусства в СССР
Настоящим просветителем и мастером своего дела была группа "Движение" - именно ее участники под началом своего лидера, Льва Нусберга, продвигали (просим прощения за тавтологию) кинетическое искусство в советские массы.
"Движение" подвергалось гонениям, потому до настоящего времени о группе дошло не так много сведений, как хотелось бы. Но, тем не менее, их имя осталось на страницах истории кинетизма, и именно о них вспоминают в первую очередь, говоря о том, как именно он проявлялся в СССР.
В шестидесятых годах двадцатого века "Движение" организовывало и участвовало в огромном количестве подпольных и официальных выставок. Ребята не боялись браться за крупномасштабные проекты - и так родился футуристичный "Макрополис", идея города будущего.
Несмотря на то что "Движение" явно ломало все рамки, к ним поступали и государственные заказы, например оформление Ленинграда ко дню Октябрьской Революции. Группа делала выставочные композиции, театральные перфомансы, цирковые и кинематические сценограммы.
К сожалению, еще одна причина, почему о "Движении" известно немного, в том, что в группе часто происходили разлады, и в итоге от нее отделился новый коллектив, а ближе к восьмидесятым годам популярность направления начала спадать.
Современное кинетическое искусство
Произведения кинетического искусства обладают высшей степенью эстетики, потому часто применяются в качестве декора с целью оформления окружающего пространства. Элементы движущихся композиций могут быть как полноценными экспонатами выставки, так и ее дополнением. Используются они и для художественной выразительности массовых мероприятий (например, ярмарок), при оформлении парков, торгово-развлекательных центров, площадей и так далее.
В таких целях кинетизм тесно сотрудничает с оп-артом - зрительные иллюзии последнего усиливаются меняющимся свечением и стереозвуковыми эффектами.
То есть о кинетическом искусстве настоящего времени можно сказать, что оно чаще используется в развлекательных целях. Поскольку эпоха научно-технического прогресса, которую оно было призвано отражать, уже прошла, и мы вступили в век информационных технологий, социальных сетей и Интернета, нам нужно новое направление, которое бы выражало принцип мышления современного поколения. Тем не менее произведения кинетизма великих мастеров остались известны и в узком кругу, и популярны в более широком. Любой желающий может узнать больше и о мобилях, и об изящных построениях Сото, и о воплощении масштабных замыслов Шоффера - все эти вещи создавались не просто для привлечения внимания, но были зеркалом целого поколения.