Предрейсовый осмотр водителей: правила. Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры
Состояние здоровья водителя влияет на качество вождения, а значит, и на количество ДТП. Как это можно контролировать? Прежде всего ответственность лежит на самом водителе, а также на предприятиях, отвечающих за его допуск к автотранспорту. Как осуществляется предрейсовый осмотр водителей, а также их послерейсовое освидетельствование, рассмотрим далее в статье.
Зачем нужен медосмотр
На любых предприятиях в автотранспортных или в строительных организациях есть должность водителя. И не важно, каким видом транспортного средства он управляет, главное - в каком состоянии.
Большое количество строительной техники подразумевает наличие таких специальностей, как тракторист, экскаваторщик, машинист и многие другие. Все эти категории должны пройти осмотр в самом начале рабочего дня.
Конституция обязывает охранять труд наемных работников. А это значит, что необходимо создать все условия, которые будут обеспечивать безопасность их работы. Для водителя одним из таких условий будет его состояние здоровья. Только здоровый адекватный человек способен правильно реагировать на сложившиеся дорожные условия или производственные ситуации, а от этого напрямую зависит аварийность на дорогах и производстве.
Медосмотр водителей - это прежде всего определение их готовности безопасно управлять транспортным средством. При выдаче прав на это обязательным является контроль психического состояния, а также выявление зависимости от алкоголя и наркотиков. Ежедневный же предрейсовый осмотр позволяет проводить наблюдение за состоянием здоровья водителя и своевременно обнаруживать возникшие отклонения и нарушения.
Виды медосмотра водителя
Для проведения такой процедуры, как медосмотр водителей, существуют специально разработанные условия. Так, законодательством предусмотрено несколько видов медосмотра:
- Предрейсовый.
- Текущий.
- Послерейсовый.
Кто несет ответственность
На предприятиях ответственность за проведение перечисленного выше лежит на должностных лицах, которые отвечают за эксплуатацию и техническое обслуживание транспортных средств. Кроме того, в их обязанности входит:
- Осуществлять отбор водителей.
- Следить за своевременным повышением их профессионального уровня.
- Обязаны контролировать состояние здоровья и выполнение режима труда и отдыха.
- Не допускать к управлению транспортными средствами.
В последнем случае существует целый перечень таких лиц:
- водители, которые не имеют соответствующей категории прав;
- не прошли в указанные сроки медицинского осмотра;
- принимали лекарственные препараты, понижающие скорость реакции и вызывающие сонливость;
- работники в нетрезвом состоянии или находящихся под влиянием наркотических средств.
Все эти условия должностные лица могут выполнить, лишь проведя предрейсовый медосмотр водителя. Его выполняет медицинский работник, на котором в последующем и лежит ответственность за выдачу допуска к управлению транспортом. Как организовать осмотр перед рейсом?
Организуем осмотр водителей
Для того чтобы организовать предрейсовый медосмотр, необходимо выполнить следующие условия. Так, на предприятии должна быть должность медицинского работника, который будет осуществлять осмотр водителей. Для этого разрешено нанимать работника по договору, допускается и привлечение медицинских работников с ближайшего медицинского учреждения.
Главное, что осмотр должен осуществлять специалист, который перед этим прошел специальное обучение.
Передрейсовый осмотр проводят непосредственно перед выездом, после получения путевого листа. Для этого должно быть отведено специальное помещение с достаточным освещением для тщательного осмотра. Итоги фиксируются в журнал предрейсового осмотра. Этот документ скреплен печатью предприятия.
Как заполнить журнал
Требования к ведению журнала жесткие и не допускают небрежности. В журнале обязательно соблюдается следующее:
- Страницы пронумерованы.
- Переплет прошнурован.
- Запись скрепляется печатью предприятия или медицинского учреждения, если осмотр проходит в больнице.
После того как совершен предрейсовый осмотр водителя, ведется учет следующих данных:
- фамилия, имя, отчество;
- возраст;
- место работы;
- дата и время, когда был проведен осмотр;
- заключение об осмотре;
- принятые меры;
- Ф.И.О. медицинского работника.
Если у медика нет претензий к водителю, он ставит штамп в путевом листе. Также указывает дату и время, когда он был пройден, свои Ф.И.О. и подпись.
Как проходим медосмотр предрейсовый
Осмотр водителя перед рейсом, как правило подразумевает проведение беседы с шофером о его состоянии здоровья. При этом следует обращать внимание на поведение и психическое состояние водителя. Не менее важными являются и показатели:
- температуры;
- артериального давления;
- частоты пульса.
В случае выявления выше указанных признаков необходимо провести лабораторное обследование и инструментальное, а также осуществить контроль трезвости.
Как проводится контроль трезвости
Один из самых важных показателей осмотра водителя - это его трезвость, ведь значительное количество аварий происходит из-за нарушения этого правила. Поэтому проведение предрейсовых осмотров обязательно предусматривает контроль трезвости водителя.
Врач обращает внимание, прежде всего, на такие факторы:
- сильный запах спиртного;
- поведение водителя подозрительно, наблюдается нарушение реакции;
- учащенный пульс;
- нарушение речи;
- реакция зрачков имеет отклонение от нормы.
Врач анализирует выдыхаемый воздух. В случае подозрения на алкогольное опьянение или присутствие наркотических средств в организме следует взять на анализ мочу. Эта процедура проводится с помощью экспресс-теста. Брать кровь на анализ запрещается. Популярный метод проверки трезвости - это ходьба по прямой линии, резкие повороты или поднятие предмета с пола.
Если есть подозрения на наличие алкоголя или наркотических средств в организме водителя, а он с этим не согласен, необходимо отправить его на освидетельствование.
При явном алкогольном опьянении водителя, если он отказывается от экспертизы, необходимо составить акт о его нетрезвом состоянии в рабочее время. Акт составляется в двух экземплярах. Один остается у медицинского работника, а другой передается руководителю предприятия. Этот факт, кстати, может быть основанием для увольнения.
Группы риска
В момент проведения предрейсового осмотра, больше всего уделяют внимания лицам, у которых часто выявляют следующие отклонения от нормы:
- повышенное артериальное давление;
- повышенная температура;
- частые простудные заболевания;
- наличие хронических заболеваний;
- злоупотребление спиртными напитками;
- было использование препаратов, в составе которых есть психотропные вещества;
- использование лекарственных препаратов для проведения регулярной терапии.
Все эти показатели фиксируются в журнале. Водители, имеющие такие проблемы со здоровьем или со спиртными напитками, входят в «группу риска», сюда же относятся лица старше 55 лет.
Именно для данной категории рекомендуется текущий и послерейсовый осмотр.
К работе не допускаются
Водителя могут не допустить к управлению, если будут выявлены такие отклонения:
- признаки обострения хронических заболеваний;
- повышенная температура тела;
- потеря сил.
- головная или зубная боль;
- сильное или очень слабое сердцебиение;
- повышенное артериальное давление;
- явные признаки алкогольного опьянения или наркотического воздействия;
- прием лекарственных препаратов, замедляющих реакцию.
При подозрении на наличие алкоголя или наркотиков в крови проводят контроль трезвости, о котором мы рассказали ранее.
Если обнаружены признаки обострения хронических заболеваний, то водителю выписывается направление в больницу к специалисту. Он подтверждает нетрудоспособность шофера и выписывает ему больничный лист. В противном случае, если врач не видит никаких признаков болезни, он выдает справку, что пациент здоров и может работать.
Данные водителей, которые имеют хронические заболевания, записывают в отдельный журнал, кроме того, на них заводятся карты. Медицинский работник ежегодно составляет списки с указанием диагноза таких людей и рекомендаций по допуску к работе. Если обычно мы проходим медосмотр раз в год, то для данной категории это показано каждые полгода, в зависимости от состояния здоровья.
Послерейсовый осмотр
Послерейсовый осмотр прежде всего дисциплинирует работников. Зная о нем, водитель не станет употреблять спиртное, понимая, что в любой момент его могут проверить. Ведь в результате можно лишиться заработка или, нарушив в таком состоянии правила дорожного движения, остаться без прав на вождение. А мы знаем, что большое количество дорожно-транспортных происшествий, совершается по вине нетрезвого водителя.
Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся одинаково. За исключением того, что в последнем случае водителю уже не выдается путевка. Однако если существуют признаки употребления алкоголя, или подозрение, что водитель употреблял наркотические препараты, он может быть уволен.
Для тех, кто имеет хронические заболевания, послерейсовый контроль также необходим. Чтобы предотвратить обострение болезни и своевременно принять необходимые меры.
Стоит отметить, что провести контроль трезвости водителя нельзя без его согласия. Оно оформляется документально в письменной форме. Также такое согласие заранее может быть оговорено в трудовом договоре или оформляется как отдельный документ. Чаще всего этот важный момент предусмотрен при оформлении на работу.
Согласно закону «О безопасности дорожного движения», проведение предрейсовых осмотров водителей является обязательным, а послерейсовые необходимы для всех, входящих в «группу риска». Только так можно быть уверенным, что на наших дорогах будут сидеть за рулем только трезвые и здоровые шоферы.
Но я предпочитаю не вникать во все эти нюансы, а обращаюсь в компанию
ТрансАвто-7 (https://transavto7.ru). Т.к. законы постоянно меняются, шаблоны
и образцы тоже и очень тяжело за всем этим уследить. А так за приемлемую
цену всё всегда в порядке и, благодаря им, еще не разу не было проблем.