Маковский Константин Егорович: биография, творческий путь
Маковский Константин Егорович (1839–1915) – счастливый баловень судьбы – вырос в обстановке, где все дышало искусством. Он любил красоту во всех ее формах и проявлениях и спешил ее запечатлеть на своих полотнах.
Семья Маковских
Большая семья Маковских, состоящая из отца Егора Ивановича, преданно любившего искусство и много сделавшего для создания училища живописи и ваяния в Москве, красавицы-певицы матери Любови Корнилиевны, трех сыновей и двух сестер, жила в большой гостеприимной квартире на набережной Москвы-реки. Из окон был виден Кремль. В ней бывали Глинка, Гоголь, Пушкин, Щепкин, и позднее К. П. Брюллов, В.А. Тропинин. Все дети выросли, рассматривая коллекцию отца, слушая беседы о живописи, музыке, театре и литературе. Отец благоговейно относился к искусству, считая, что оно прививает человеку гуманность. Он сам занимался с сыновьями, уча их делать копии с его редких гравюр. Но особенно много для детей сделал Тропинин, который внимательно следил за ними. Все они впоследствии стали живописцами, но работали в разных жанрах. Маковский Константин Егорович, начав рисовать с четырех лет, с двенадцати лет начал получать профессиональное образование.
Годы учебы
В 1851 году способный мальчик поступил в Москве в училище живописи. У него были учителями М.И. Скотти и С.К. Зарянко. Но большое влияние на него оказали и Тропинин, и Брюллов, который был тогда в зените славы. Шесть лет в училище пробежали как один миг, и вот Маковский Константин Егорович в 1857 году отправляется для продолжения учебы в Петербург, в Академию Художеств. Его интересовала историческая живопись. И на пятом году обучения в 1862 году он получает награду за полотно «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова». Оно написано как историческое романтическое произведение. Но уже через год, отказавшись писать картину на предложенную Академией тему, Маковский Константин Егорович выходит из АХ. Он получил звание только художника 2 степени. Много позже он станет академиком.
Начало работы
Молодой художник не растерялся. Он уже приобрел известность, написав портрет государя-освободителя для русского посольства в Лондоне за чрезвычайно короткое время, всего за один сеанс. Это внимание к его творчеству августейшей фамилии не заставило ждать заказы от великосветских заказчиков. В 60-е художник много работает над портретами высокопоставленных лиц. Естественно, что растут и его заработки. В результате Маковский Константин Егорович получает славу блестящего портретиста. Его парадные портреты очень красивы, как по колориту, так и композиционно.
Портреты членов императорской фамилии и их окружения
С самой молодости до глубокой старости Маковский останется придворным живописцем. Ему заказывали портреты императоры и императрицы, Великие князья и Великие княжны и их высокопоставленное окружение. Все эти полотна отражают возрастающее техническое мастерство художника. Эстетически они просто радуют глаз. Прекрасны и сами модели, и весь окружающий их антураж.
Семейная жизнь
Некоторое время Маковский пишет картины в стиле реализма. Это период сближения с передвижниками. Маковский Константин Егорович, картины которого сентиментально отражают на полотнах жизнь петербургского простого народа, например, «Вдовушка» или «Швея», ничего общего с критическим реализмом не имеют. Но именно в 70-е годы Маковский сближается с музыкальным миром Петербурга и женится в 1866 на актрисе Елене Тимофеевне Бурковой. В их счастливом и хлебосольном доме бывают композиторы, музыканты, певцы и члены «Могучей кучки». Но счастье молодой пары оказалось непродолжительным – супруга заболела чахоткой и умерла в 1873 году. В 1874 году «средь шумного бала» художник Маковский Константин Егорович знакомится с юной девушкой поразительной красоты – Юлией Павловной Летковой.
Картины на исторические темы
Маковский от отца получил увлечение к собирательству коллекций. Он везде разыскивает и приобретает предметы старинного быта, украшения, одежду, которые потом будет использовать при написании картин. Композиционно они напоминают театральную сцену, поскольку художник был всегда увлечен театром. Такой «постановочной» картиной можно считать «Боярский свадебный пир в XVII веке» (1883).
Женские и детские головки
Эти небольшие картины пользовались неизменной популярностью.
Смерть художника
Маковский Константин Егорович, биография которого в целом сложилась счастливо, умер незадолго до революции, в 1915 году. Ему исполнилась семьдесят шесть лет. Он оставил значительное наследство, часть которого вдова продала. Она похоронила художника в Петербурге. Но после революционных событий могила была утеряна.