Самая широкая дорога в мире и в России
Организация автомобильного трафика в крупных городах и для сообщения между важнейшими регионами давно является проблемой в самых развитых странах мира. Над её решением работают специалисты из самых разных отраслей транспорта и строительства.
Что считать дорогой?
Если определять дорогу не только как чисто автомобильное шоссе с несколькими полосами движения в обоих направлениях, но и включать сюда разделительные полосы, шумозащитные и иные сооружения, тротуары, элементы благоустройства, системы освещения и навигации, то есть сблизить два понятия – дорога и улица, то круг претендентов на звание «самая широкая дорога в мире» будет очень большим. Ширина таких объектов логично измеряется в метрах и доходит до нескольких сотен.
Ширину автомагистрали, предназначенной только для движения автомобилей, принято измерять полосами движения. Самые глобальные транспортные сооружения имеют их общее число более двух десятков. Рекламные ходы в виде возможного размещения на всей ширине дороги 160 автомобилей кажутся некорректными. Известны случаи, когда на автотрассе Пекин - Гонконг - Макао образовывались многокилометровые пробки шириной в 50 автомобилей. Но считать, что это самая широкая дорога в мире, неправильно – всё-таки дорога предназначена для движения, а не для стояния вплотную друг к другу. Кроме того, большая часть этой трассы – платная.
Проспект Министерств, г. Бразилиа
Этот бульвар на участке длиной 2,4 км, соединяющем Муниципальную площадь и площадь Трех держав в бразильской столице Бразилиа, имеет по 6 полос для автомобильного движения в каждую сторону. Общая же ширина этой улицы – 250 метров. Большую часть её занимают озеленение, рекреационные зоны, пути для пешей коммуникации. На центральном проспекте бразильской столицы – города, специально спроектированного для этой функции с участием знаменитых архитекторов, – находится множество важных объектов городского и государственного масштаба.
Проспект Министерств занесен в книгу рекордов Гиннеса как самая широкая дорога в мире. Он был окончательно построен, как и вся молодая столица Бразилии, в 1960 году. В самом широком месте он имеет огромное открытое пространство – экспланаду – возле уникальных архитектурных объектов, спроектированных великим архитектором Оскаром Нимейером. Этот комплекс считается жемчужиной мировой архитектуры, хотя, с точки зрения функциональности, подвергается серьезной критике со стороны как профессионалов, так и местных жителей.
Katy Freeway, Хьюстон, США
В конце 2008 года было завершено расширение участка автотрассы между Хьюстоном и его пригородом – Кэйти. Это шоссе является частью магистрали Interstate 10 (I 10) – дороги, имеющей государственное значение, соединяющей 8 американских штатов. Высокая интенсивность движения потребовала довести общее число полос для движения до 26. Теперь здесь могут проходить около полумиллиона автомобилей в день.
Из этих 26 полос 12 – основные, проложенные для движения, 8 – подъездные пути по краям. Еще 6 полос в центральной части предназначены для транспортных средств высокой мощности, способных двигаться с огромной скоростью. Участок автомагистрали I 10 возле Хьюстона – четвертого города по количеству населения в США, Кэйти Фривэй, – самая широкая дорога в мире. Фото этого шоссе, где расположено немало сложных инженерных сооружений, включая многоуровневые развязки, - отличная иллюстрация проблем современной цивилизации, связанной с ростом интенсивности автоперевозок и увеличением количества автомобилей.
Вдоль по Питерской…
Как известно, в нашей стране к дорогам особое, непростое отношение. Они традиционно относятся к бедам, которые, ясное дело, не упрощают жизнь, а делают её сложнее. Поэтому, самая широкая дорога в России находится, как и многое в последнее время, в столичном мегаполисе. На это звание претендуют две грандиозные московские магистрали – Ленинградский и Ленинский проспекты. В некоторых местах ширина этих улиц доходит до 120 метров.
Ленинградка начинается как продолжение главной московской улицы – 1-й Тверской-Ямской от площади у Белорусского вокзала. Это направление, соединяющее две российские столицы, со времен основания Москвы было важнейшим, имевшим государственное значение. Дорога на Тверь была парадным въездом в столицу со времен Юрия Долгорукого, а с основания Петербурга приобрела статус царского тракта.
Другая важнейшая магистраль Москвы – радиальный Ленинский проспект, идущий под одним названием от центра, от Большой Якиманки, до МКАДа. Основой этого шоссе стала существовавшая до этого Большая Калужская улица.
Садовое кольцо
Реконструкция центра Москвы, начатая в советское время, предполагала максимальное расширение главных московских магистралей. Для этого производился снос мешавших этому процессу построек или даже перемещение целых зданий на расстояние до сотни метров. Благодаря этому в самых нагруженных местах Садового кольца организовано движение с использованием самого большого в стране числа рядов.
Сегодня самая широкая дорога в Москве, предназначенная в основном для движения автомобильного транспорта, – это участок Садового кольца в районе Зубовского бульвара. Здесь могут двигаться в ряд по 8 автомобилей в каждом направлении. В некоторых местах здесь можно насчитать 19 полос.