«КрАЗ-256» – «неубиваемый» самосвал
«КрАЗ-256» – советский самосвал, пришедший в 1966 году на смену более ранним грузовикам «ЯАЗ» и «КрАЗ-222». Автомобиль был первой послевоенной большегрузной машиной. Имея огромные размеры, практически не применялся в городском хозяйстве, но в карьерах работает и сегодня. Выпуск его продолжался 11 лет, после чего, с появлением грузовиков «КамАЗ», надобность в таком гиганте отпала.
Производство машины восстановили в 1986 году, но из 18 экземпляров, появившихся в тот период, не сохранилось ни одного. В то же время на авторынках можно найти автомобиль, выпущенный в первые 11 лет. Основными чертами его является большая грузоподъемность, огромный вес комплектующих (многие детали выполнялись из чугуна) и высокая проходимость.
Модельный ряд
Кременчугский завод изначально строился для производства большегрузных, тяжелых грузовиков. Сначала модель 222, получившая название «Днепр-222», выпускалась на рубеже 50-х годов прошлого века. Через 6 лет появился «КрАЗ-256», который получил лучшие наработки 222-ой версии. Широкое применение эта машина нашла на карьерных разработках или крупномасштабных стройках. Основным ее кузовом стал самосвал ковшового типа без заднего борта. В то же время на базе этой модификации выпускались и бортовые версии грузовиков, но в силу ряда причин эти модели распространения не получили.
За 11 лет выпуска «КрАЗ-256» несколько раз модернизировался, но изменения в основном отражались только на кабине и капоте. Основной кузов оставался неизменным. Свое признание автомобиль получил как простой и неприхотливый силач. Иногда встречаются высказывания: «сильный автомобиль – для сильных мужчин». Если вспомнить, что прототипом машины послужили ярославские грузовики, выпускавшиеся в послевоенные годы, то высказывание получает другой смысл. Органы управления автомобилем требовали от водителя значительной физической силы.
За все время выпуска с конвейера сошло немало машин, имевших одинаковые параметры. Один из них – самосвал «КрАЗ-256». Характеристики грузовика изменились всего два раза. Первый раз была выпущена модель для условий Крайнего Севера, получившая символ «С» в названии. У нее были утепленные кабина и капот. Также появилась версия «Б», имевшая разделенную систему тормозов.
Внешние параметры
Рассмотрим внешние параметры автомобиля «КрАЗ-256». Машина имеет колесную формулу 6х4, две задние ведущие оси усилены парой колес на каждой. Ковш самосвала в поднятом положении отклоняется на угол в 60 градусов. Общая длина составляет 8100 мм, расстояние между центрами задних колес – 1400, между передним и первым задним – 4080 (по осям). От переднего бампера до центра переднего колеса – 1005 мм. Ширина самосвала составляет 2640 мм по ступицам колес, высота – 2670 мм по кабине и 2830 мм по козырьку ковша. При поднятом ковше высота равняется 5900 мм.
Объем ковша составляет 6 кубометров, полная разгрузка занимает 20 секунд. За полминуты ковш полностью поднимается (опускается). Для опрокидывания используется шестеренный насос и гидравлическая система на 2 цилиндра. Дорожный просвет равен 290 мм. Колея передних колес составляет 1950 мм, задних – 1920. Машина комплектуется дисковыми колесами R20 и двумя топливными баками.
Одной из причин широкого распространения этой модели была возможность подниматься под уклон более 30 градусов («КамАЗ» поднимается только 18).
Под капотом
Теперь перейдем к другим данным самосвала «КрАЗ-256». Технические характеристики этого агрегата следующие:
- объем – 14,87 л, 2100 об/мин, 240 л.с.;
- V-образное расположение поршней;
- 8 цилиндров;
- в виде опции можно доустановить предпусковой подогреватель;
- при большом объеме расход топлива составит 39 л на 100 км;
- машина способна развить скорость 68 км/час;
- сцепление – двухдисковое, фрикционное, сухое;
- нажимные пружины располагаются по периферии;
- 5-ступенчатая МКПП.
Двухконтурная пневматика не позволяла тормозить двигателем на уклонах, потому что при таком действии компрессор работал вхолостую, после чего остановить машину было просто нечем. Первый контур системы работал с передним и средним мостами, второй – только с задним. Стояночник блокировал задний мост.
Заключение
Как уже упоминалось, модернизация машины за время выпуска проводилась несколько раз, но глобально она не изменялась, поэтому все машины имели одно название – «КрАЗ-256». Фото, представленные в статье, показывают разницу между базовой моделью (первое фото) и версией, получившей индекс «Б» (четвертое фото). В остальном самосвалы практически ничем не отличаются.