Рекрутирование - это... Способы и методы привлечения подходящих кандидатов на должность

Рекрутирование — это синоним "найма", произошедший из американского варианта английского языка. Это слово обозначает общий процесс привлечения, отбора и утверждения подходящих кандидатов на рабочие места для постоянной или временной работы в определенной организации. Рекрутирование — это одна из основных обязанностей менеджеров персонала, HR-специалистов по человеческим ресурсам и кадровиков.

Более подробное определение

По большому счету, пояснение, приведенное выше, можно отнести и к стандартному набору кадров на предприятии. В чем же разница? Рекрутирование — это процесс поиска и найма наиболее квалифицированных кандидатов (в пределах или вне организации) на открытые вакансии. Причем сделать это нужно как можно быстрее, экономнее, да еще и найти такого человека, который принесет максимальную прибыль предприятию.

Этапы поиска сотрудников

Рекрутирование — это многоступенчатый процесс. Его сложность и число стадий варьируются, в зависимости от размеров и требований предприятия, но можно выделить такие основные этапы:

  • Анализ вакансии. На этом этапе определяются требования к будущему сотруднику, его обязанности, время работы, размер зарплаты и т. д.
  • Подготовка подробного описания вакансии на основе ее анализа.
  • Составление плана рекрутирования.
  • Выбор лиц, ответственных за поиск новых сотрудников, или передача задания кадровым агентствам.
  • Поиск по базам данных потенциальных кандидатов, а также сбор резюме при помощи объявлений.
  • Сокращение списка поданных заявок до наиболее подходящих.
  • Интервью с кандидатами с применением деловых игр, тестов и других методов отбора, которые лучше всего подходят для данной должности.
  • Уточнение данных и рекомендаций.
  • Выбор кандидатуры.

Методы рекрутирования

Повсеместное проникновение интернета во все сферы жизни не обошло стороной и сферу найма.

В то время как многие традиционные способы рекрутирования продолжают успешно работать, Всемирная паутина значительно расширила их список. Вот перечень наиболее популярных вариантов:

  • Поиск среди знакомых или близких менеджера по персоналу. У лучших рекрутеров есть обширный круг связей со многими ведущими специалистами, которые могут порекомендовать оптимальную кандидатуру или сами выступить ею.
  • Привлечение подходящих работников из других организаций, или так называемое переманивание. Это также относится к одному из важных умений хорошего рекрутера — он знает, где есть хорошие сотрудники, и умеет убедить их присоединиться к своему работодателю.
  • Поиск на интернет-досках, а также в печатных изданиях объявлений.
  • Отбор среди студентов старших курсов вузов и их стажировка в компании, как вариант - отбор среди студентов накануне их дипломирования.
  • Поиск в социальных сетях, в первую очередь в сети профессионалов LinkedIn. Большинство рекрутеров использует эти инструменты если не для отбора, то для проверки информации о соискателях должности. Поэтому нужно внимательно относиться ко всему, что вы пишите на своей страничке.
  • Поиск сотрудника внутри предприятия для перевода на другую должность.
  • Привлечение сторонних организаций — кадровых или рекрутинговых агентств.

Шаблоны рекрутирования

За время поиска кандидата на должность менеджеру по персоналу приходится многократно размещать одну и ту же информацию на разных площадках, анализировать полученные заявки, а затем повторять одни и те же вопросы при интервью с соискателями. Чтобы ускорить этот процесс и сэкономить время, используются шаблоны для рекрутирования. Они бывают нескольких видов, в зависимости от того, для каких этапов поиска предназначены. Например:

  • Шаблон оформления описания вакансии — он обязательно должен содержать данные о ее названии, наименовании компании-работодателя, его местонахождении, основных обязанностях сотрудника, требуемых навыках. Также должна быть информация о том, как можно связаться с лицом, ответственным за подбор персонала.
  • Шаблоны для сокращения списка кандидатур — как правило, это таблицы, в которые рекрутер вносит данные о претендентах на должность соответственно полям, которые они должны были заполнить в резюме или другой форме для подачи данных. В процентном соотношении он указывает, насколько навыки соискателей соответствуют требованиям, при необходимости оставляя примечания. Это позволяет упорядочить информацию и безошибочно выбрать наиболее подходящих кандидатов.
  • Шаблоны для интервью — чтобы должны образом опросить всех соискателей, и не упустить ни одного вопроса и ответа, лучше всего подготовить шаблоны для личных встреч с соискателями. Так все они будут в равных условиях, и рекрутер сможет обладать полной информацией, нужной для отбора.

  • Шаблоны отказов — не все претенденты подойдут компании. Чтобы избавить себя от лишних звонков и уточнений и дать понять человеку, что он может продолжать свои поиски работы, рекрутеру пригодится форма письма-уведомления о том, что кандидатура была отклонена. Это не только проявление вежливости, но и поддержка имиджа компании. Ведь кто знает, возможно, завтра ей понадобится как раз этот человек.

Комментарии