Как определить позднее или раннее зажигание? Регулировка момента зажигания
Система зажигания состоит из источника электрической энергии, катушки, прерывателя либо блока управления, свечей и силовых кабелей. Назначение этого комплекса устройств – в нужное время с помощью искры производить воспламенение смеси воздуха и топлива, подаваемой в цилиндры двигателя внутреннего сгорания.
Типы пусковых систем
Комплекс механизмов зажигания подразделяется на виды согласно конструкционным особенностям и принципу действия. Итак, зажигание бывает:
- контактное;
- бесконтактное;
- электронное.
Суть работы
При поворачивании ключа стартер проворачивает коленчатый вал мотора, энергия вначале от аккумулятора, после него от генератора приходит на катушку с прерывателем и далее по силовым кабелям идет непосредственно к свечам, производящим искру.
Система бесконтактного пуска
Такой вид имеет усовершенствованный набор устройств:
- катушка с коммутатором;
- прибор распределения тока с импульсным датчиком;
- набор датчиков детонации и давления.
Последние позволяют отслеживать работу мотора и принимать меры для постановки выгодных режимов эксплуатации.
Электронная пусковая система
Электронное зажигание отличается от остальных наличием электронного блока управления, имеющего предназначение проводить контроль процесса зажигания, впрыска топлива и регулировки угла опережения. Тут аккумулируется и разделяется электрический ток.
Раннее зажигание
Оба этих вида нежелательны и негативно будут отражаться на рабочем процессе силовой установки. Раннее воспламенение топливовоздушной смеси происходит, когда поршень еще не добрался до рекомендуемого положения. Находится далеко от верхней мертвой точки.
- будут слышны характерные звонкие металлические звуки, свидетельствующие о разработке элементов КШМ;
- работа двигателя будет нестабильной и с перебоями;
- при нажатии на акселератор двигатель начнет захлебываться и глохнуть.
Позднее воспламенение смеси
В условиях такого запуска искра будет генерироваться позднее, чем того требуют рекомендации по нормальному функционированию мотора. При таком варианте работы поршень может быть уже у ВМТ, и тогда произойдет возгорание топлива. Оно не успеет сгореть полностью и отдать всю энергию, как поршень совершит рабочий ход. В этом случае несгоревшая смесь через выпускные клапаны вылетит в выхлопную трубу. Чтобы иметь представление, как проверить зажигание, требуется наблюдать за проявлением следующих факторов:
- мощность мотора значительно уменьшится;
- существенно вырастет потребление топлива;
- возможен перегрев силовой установки и накаливание выпускных коллекторов;
- образование нагарных образований на внутренней поверхности цилиндра и элементах шатунно-поршневой группы.
Вопрос о том, как определить позднее или раннее зажигание, теперь не поставит вас в тупик, но нужно знать элементарное строение и действие мотора для определения проблем на слух.
Пусковой комплекс дизеля
В дизельных силовых установках нет свеч, трамблеров и катушек, которые имеет контактное зажигание. Воспламенение происходит за счет такта сжатия. При этом процессе топливо впрыскивается в цилиндр в состоянии гигроскопических частиц. При сжатии по причине нагрева происходит горение и рабочий цикл.
Как установить зажигание
Настройка должна проводиться при неработающем моторе. Требуется приготовить набор необходимых ключей (13 и 38). После этого выполняется демонтаж свечей и осматривается их состояние. Нормальные электроды имеют рыжий цвет. Если цвет темный, необходимо поменять воздушный фильтр и выполнить очистку элементов, генерирующих искру. Нужно установить поршень первого цилиндра в ВМТ путем проворачивания коленчатого вала. Потребуется совместить отметки на блоке и маховике. Там указаны символы ВМТ и НМТ. На блоке имеются три метки, означающие опережение зажигания 10, 5 и 0 градусов. Для нормальной работы угол опережения должен отвечать 5 градусам. После выполнения данных манипуляций провести монтаж свечей, уборку ключей и других приспособлений, не имеющих отношения к работе силовой установки. Нужно учитывать, что цилиндры мотора не действуют по одному, а имеют четко определенный парный порядок работы. Если первый поршень приведен к такту сжатия, тогда его напарник - третий или четвертый цилиндр - находится в таком же состоянии.
Как регулировать момент срабатывания свечей
Для этого понадобятся выводы с лампочкой и ключ, чтобы ослабить крепление трамблера. Один вывод необходимо подсоединить к проводу низкого напряжения катушки, а второй – к массе. Лампа будет выполнять функцию вольтметра.
Можно ли установить электронный блок управления
Существует возможность установки такого устройства на автомобили с контактным типом зажигания. На подобные усовершенствования нужно будет потратиться, но полученный эффект позволит окупить все затраты. Монтаж блока позволит:
- снизить шумность;
- повысить ресурс работоспособности мотора;
- применять бензин с разным октановым числом без вреда для силовой установки;
- добиться повышения тягово-мощностных характеристик;
- повысить КПД;
- сократить потребление топлива;
- соответствовать требованиям экологии (сократятся выбросы вредных веществ);
- отслеживать параметры работы двигателя.
При использовании такого блока не потребуется думать, как определить позднее или ранее зажигание, все будет делаться автоматически.
Настройка бесконтактного типа пуска
Выявление проблем происходит в условиях движения автомобиля с прогретым двигателем.
Итак, мы выяснили, как определить позднее или раннее зажигание.