Понятие, функции, образец бизнес-плана. Бизнес-план - это...
Планирование в любом деле – это его основание. В бизнесе особенно важно составить план, ведь предприниматель наглядно должен представлять, насколько рентабельно его предприятие.
Что такое бизнес-план
Итак, следует сразу обозначить, что без правильного планирования не обойдется ни одно начинание, независимо от того, какого масштаба планируется предприятие. Бизнес-план – это документ, который регламентирует деятельность фирмы. В нем содержится вся важная информация о владельце, сфере деятельности, конкуренции, сбыте и многое другое.
Понятие бизнес-плана достаточно обширно, по сути – это пошаговое руководство к действию самого предпринимателя, в котором все расписано по пунктам. Также в нем учтены возможные риски и способы решения потенциальных проблем. В бизнес-плане обязательно присутствуют расчеты, причем не только текущие расходы, но и предполагаемая прибыль.
В общем, нужно подробно рассмотреть, что такое бизнес-планирование, образец, его задачи и функции. Также нужно отметить, что для каждого отдельного предприятия план индивидуален, и бизнесмен его составляет исключительно для себя.
Основные принципы
Как правильно составить бизнес-план? Определение его означает планирование предпринимательской деятельности. В будущем не только сам организатор, но и вся его команда будет строго действовать согласно намеченному плану. Соответственно, это должен быть не сборник научных терминов, а написанное простым и доступным языком руководство к действию, понять которое сможет каждый, даже неспециалист. Например, если к организации привлекается инвестор, он должен понимать суть бизнес-плана.
Также нужно учитывать, что в зависимости от обстоятельств план может корректироваться. Могут поменяться расчеты, сроки реализации проекта и многое другое. Тем не менее, у бизнес-плана есть определенные задачи.
Задачи бизнес-плана
Совершенно очевидно, что перед предпринимателем стоит не одна, а несколько задач. Вот некоторые из них:
- Обозначить цель предприятия и перспективу его развития, каким образом она будет вести себя на рынке.
- Определить потоки сбыта, на какую категорию населения рассчитан конечный продукт.
- Выяснить, какой процент рынка должно завоевать предприятие.
- Определиться с ассортиментом компании и обозначить ценовую политику предприятия.
- Выяснить, с какими трудностями может столкнуться предприниматель на разных стадиях реализации проекта, и как решить проблемы.
- В каком направлении будет двигаться предприятие и как оно станет развиваться в будущем.
- Сколько стоит проект? Это обязательные расчеты, которые помогут организатору оценить свои материальные возможности.
Совершенно ошибочно многие бизнесмены полагают, что бизнес-план – это не обязательная составляющая, и без него вполне можно обойтись. Но это совсем не так, ведь без него нельзя четко скоординировать свои действия. Кстати бизнес-план нужен не только на этапе организации предприятия, но и для его развития.
Цель бизнес-плана
Главная цель бизнес-плана – убедиться в рентабельности предприятия и правильно распределить действия и силы. Кроме того, нужно четко понимать, как организация будет вести себя на современном рынке.
Еще одна важная цель бизнес-плана – это исследование рынка. Чтобы определить прибыльность мероприятия, нужно найти ответы на важные вопросы:
- Насколько востребован продукт на современном рынке?
- Есть ли конкуренция?
- Что понадобится для организации бизнеса?
- Где искать поставщиков?
- Где и каким образом найти клиентов?
- Каково будет соотношение себестоимости и рыночной стоимости продукта?
Чтобы ответить на эти и другие аналогичные вопросы, следует провести маркетинговое исследование. Целесообразнее доверить его маркетологу. Только лучшие бизнес-планы, составленные профессионалами, гарантируют успех в предпринимательской деятельности, а новичку справиться с поставленной задачей невозможно.
Функции бизнес-плана
В современной экономике выделяется четыре функции планирования бизнеса:
- Планирование обязательно на этапе организации новой компании и на протяжении определенного периода ее деятельности.
- Основная функция бизнес-плана - оценить возможности предприятия и контролировать процессы организации и развития.
- Получить кредит: для этого потребуется предоставить план расходов.
- Привлечь инвесторов: без подробного бизнес-плана получить средства на открытие или развитие предприятия невозможно.
Не нужно забывать, что функции бизнес-плана не ограничиваются вышеперечисленными. Основная из них - помочь предпринимателю правильно оценить свои возможности и распределить действия для достижения цели.
Структура бизнес-плана
Нет четкого определения, как создать бизнес-план, и четких требований к его написанию нет, каждый предприниматель пишет его в произвольной форме. Его можно разделить на несколько статей:
- Резюме, в нем должно быть кратко описано, о чем далее пойдет речь.
- Далее нужно обозначить цели и задачи планирования. То есть нужно условно определить, что нужно сделать, чтобы получить определенный результат.
- Составить реальное описание компании, сколько сотрудников в ней будет, где и на какой площади она будет располагаться.
- Финансовый план, то есть определение суммы стартового капитала, как она будет распределена в процентном соотношении, предполагаемый доход и ценовая политика предприятия.
- Нужно составить маркетинговый план, рассмотреть конкурентов, выявить их слабые стороны и понять, каким образом их можно превзойти.
- План производства, то есть описание технологического процесса - от поиска поставщика и закупки сырья до определения конечного покупателя.
- Далее нужно обозначить организацию рабочего процесса и систему управления предприятием.
- Последнее, что нужно рассмотреть, – кадровый состав предприятия и распределение обязанностей среди персонала.
Поскольку понятие бизнес-плана неоднозначно, структура его может меняться в зависимости от масштаба организации и многих других факторов.
Пример бизнес-плана
Четких требований по написанию плана нет, соответственно, можно просто рассмотреть пример и написать его самостоятельно. Например, образец бизнес-плана для малого бизнеса будет начинаться с резюме, то есть с краткого писания проекта.
Далее нужно подробно написать, на чем предприятие будет специализироваться, например, на розничной торговле продуктами питания или производстве строительных материалов. Нужно также определить, где будет располагаться офис или магазин, в каком районе и с какой плотностью населения.
Следующее действие – это маркетинговое исследование. В первую очередь следует выявить наличие конкурентов и дать оценку их деятельности. Затем обозначить целевую аудиторию, то есть круг потребителей, на которых будет рассчитан товар или услуга. Если, к примеру, это продуктовый магазин, то его постоянными покупателями будут жители ближайших домов.
Следующим действием будет расчет финансовых затрат. Нужно просчитать все - от аренды помещения и закупки оборудования до закупки сырья и оплаты работы персонала. Также нужно подсчитать прибыль, которую будет приносить предприятие, то есть составить прогноз.
Не нужно забывать о том, что в любом деле существуют риски, их нужно свести к минимуму. Например, если есть реальная конкуренция, то нужно в первую очередь задуматься о продвижении предприятия, то есть о качественной рекламе, а это влечет за собой дополнительные расходы.
Собственно, если нужен образец бизнес-плана для малого бизнеса, то его несложно найти в сети, но только для ознакомления. Руководствоваться им не стоит, потому что каждый случай индивидуален.
Основные ошибки при составлении бизнес-плана
К сожалению, не имея опыта, трудно грамотно составить план. Несмотря на то что бизнес-план – это тот документ, который не имеет определенной формы, нужно учитывать некоторые нюансы. Например, в нем не должно быть лишней информации, все написанное должно иметь определенный смысл.
Перед тем как создать бизнес-план, четкий и понятный, нужно точно обозначить цели предприятия. Потому что пути их достижения должны быть реальными и доступными. К тому же нужно четко проанализировать рынок, адекватно оценивать конкуренцию. Она присутствует в любой отрасли, это нужно учитывать в первую очередь.
Вывод
Итак, бизнес-план – это руководство к действию для предпринимателя, которое поможет ему правильно распределить свои возможности и привлечь инвестиции. Подготовить план нужно самостоятельно и очень хорошо его знать. Не обязательно писать много, главное - выделить ключевые вопросы и суть всего мероприятия.