Интегрированное занятие в подготовительной группе и в старшей

Вопрос о развитии познавательной активности дошкольников и младших школьников поднимался педагогами и воспитателями уже в конце 70 годов 20 века. Проблема была обусловлена тем, что в школу приходили дети, которые не воспринимали окружающий мир как единое целое. Первоклассники не могли связать несколько учебных дисциплин, чтобы найти ответ на поставленный учителем вопрос. Педагоги начали активный поиск способов устранения подобной проблемы, именно с этого момента появились интегрированные занятия в ДОУ.

Интегрированный подход в воспитании дошкольников

В настоящее время снова поднимается тема применения комплексного подхода к дошкольному образованию. Министерством образования РФ приняты официальные постановления, согласно которым во всех детских садах должны проводиться интегрированные занятия по ФГОС.

Актуальность подхода

Актуальность таких смешанных занятий заключается в том, что реализуется дифференциация навыков педагогических работников в подходах к созданию идеальной модели дошкольного воспитательного и образовательного процесса. Любое интегрированное занятие в старшей группе детского сада направлено на подготовку малышей к школьной жизни, формирование разносторонней личности ребенка.

Об объединении содержания образования дошкольников

Синтез разных наук способствует отбору, равномерному распределению учебного материала, поиску связанных между собой образовательных областей, выбору наиболее важных аспектов. Учебный конспект интегрированного занятия по фгос предполагает межпредметный обмен знаниями и умениями, включает в себя обязательную рефлексию. В конце каждого занятия воспитатель получает обратную связь, благодаря чему он анализирует степень усвоения школьниками материала, определяет те моменты, которые нужно разобрать повторно.

Любое интегрированное занятие в старшей группе дошкольного учреждения проводится по конспекту, который должен соответствовать всем требованиям Федеральных образовательных стандартов. Помимо постановки триединой цели - воспитательной, образовательной, развивающей - в конспекте прописываются все навыки и умения, которыми должен овладеть в ходе занятия ребенок. Также в нем указывают и планируемые результаты: обучения, воспитания.

Аспекты дошкольного комбинированного образования

В своих работах Г. Ф. Гегель, И. Я. Лернер отмечают актуальность соединения нескольких отраслей в воспитании дошкольников. Открытое интегрированное занятие в детском саду подразумевает демонстрацию присутствующим комплексных навыков, полученных воспитанниками. В ходе подобных занятий у ребенка формируется творческий социокультурный опыт, он учится переносить полученную на занятии информацию на разные жизненные ситуации.

Такой подход необходим для развития эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающим людям, живой природе.

Любое интегрированное занятие в подготовительной группе необходимо для гармонического развития личности ребенка.

Каковы основные аспекты дошкольного обучения?

Знания, полученные в в ходе занятия, помогают форматировать у дошкольников научное мировоззрение. Интегрированное занятие в подготовительной группе способствует поиску собственного решения, учит ребенка «отвечать» за свои поступки. Дети воспринимают себя активными участниками таких занятий, учатся работать в группах.

Направления деятельности

Разделы той программы, что утверждена в каждом ДОУ, направлены на развитие познавательной деятельности детей. В качестве одного из проявлений базисного компонента дошкольного образования отметим присутствие во всех образовательных областях следующих аспектов:

  • Практическая значимость. Именно подобные разделы играют аккумулирующую роль в формировании познавательного интереса.

  • Использование информационных технологий. Технология интегрированного занятия подразумевает применение мультимедийных презентаций, видеофрагментов.

Для создания тесной связи и эффективного сближения разных направлений воспитатели стараются выделять в программах несколько приоритетных направлений.

Интегрированное занятие в младшей группе ДУ возможно по следующим направлениям:

  1. Развитие речевых навыков. Данный навык потребуется дошкольникам в будущей жизни. Такое интегрированное занятие в младшей группе направлено на систематизацию и расширение словарного запаса школьников. В результате у дошкольников формируется грамотная и структурированная речь.

  2. Технология интегрированного занятия позволяет знакомить дошкольников с окружающим миром, систематизировать и углублять знания о природных явлениях, развивать познавательную мотивацию. Занятие помогает формировать интерес к разнообразным явлениям, процессам. Подобное интегрированное занятие в подготовительной группе подразумевает использование элементов: эксперимент, моделирование, наблюдение, анализ, обсуждение, чтение. Подобная продуктивная деятельность направлена на формирование речевой культуры будущих школьников.

  3. Подготовка к получению знаний. Интегрированное занятие в подготовительной группе позволяет готовить дошкольников к обучению: развивать речевой слух, формировать звуковой синтез и анализ, развивать сенсорное языковое общение, знакомить детей со значением слов. На занятиях ребенок учится составлять полные предложения.

    В ходе ролевых игр, которые может включать в себя интегрированное занятие по математике, осуществляется продуктивная деятельность, ребята реализуют свои впечатления, знания, эмоциональное состояние. Инсценировка похода в магазин, помогает малышам демонстрировать свои коммуникативные качества. Совместная творческая деятельность развивает не только математические навыки, но и речь, внимание, память.

Музыкальное воспитание

Дошкольникам доступно музыкальное комбинированное воспитание. Именно при прослушивании музыки, обсуждении услышанных мелодий, воспитатель учит детей создавать мысленные образы. Если интегрированное занятие по математике предполагает формирование логики, то занятия музыкой в полной мере способствуют развитию творческого мышления, умения соотносить выразительные образы с литературными описаниями. Такие виды искусства, как графика, живопись, скульптура, помогают воспитателю приобщать детей к миру прекрасного. При разучивании песен пополняется словарный запас дошкольников. В ходе занятий ребята знакомятся и с художественными произведениями, учатся отличать балет от оперы, живопись от скульптуры. Многочисленные легенды и мифы, которыми богата музыка, выступают неким стержнем, объединяющим вокруг себя все виды современного искусства.

На музыкальных занятиях развиваются память, наблюдательность, внимание детей, Связь музыки с подвижными играми, позволяет повышать координацию движений. Ролевые игры, используемые на занятиях в дошкольных учреждениях, помогают вырабатывать у детей видение окружающего мире через звуки, краски, яркие музыкальные образы. Рисование и лепка способствуют развитию мелкой моторики рук, при ее отсутствии малышам будет сложно научиться красиво писать.

Варианты интеграции

По результатам исследований, проводимых в ДОУ, оптимальный результат дает объединение математики и музыки, рисования и развития речи, чтения произведений художественной литературы и знакомства с окружающим миром.

Особенности комбинированного занятия в детском саду

Методическая литература, используемая в ДОУ, предполагает определенное построение комбинированных занятий. В качестве предмета на таком занятии выбирают многоплановые объекты, которые рассматриваются с точки зрения разных наук. В структуре занятия используется соединение спиральной, концентрической, линейной моделей. Подобное сочетание позволяет вносить изменения в содержание программы, корректировать учебные часы.

  1. Введение. Данная часть занятия предполагает создание определенной проблемной ситуации, которая будет стимулировать дошкольников к поиску путей ее решения. К примеру, воспитатель спрашивает у ребят о возможности жизни на земле без кислорода и воды. Именно от того, насколько четко будут поставлены цели, зависит конечный результат всего занятия.

  2. Основная часть. Дети получают новые умения, знания, навыки, без которых невозможно решить задачу, поставленную наставником. Данный раздел предполагает использование наглядного материала, презентаций, фрагментов, коллекций. В ходе данного этапа ребята обогащают словарный запас, учатся отвечать на вопросы, задавать их.

  3. Заключительная часть. Для того чтобы у детей была возможность применить на практике полученные знания, на каждом занятии в детском саду обязательно используется практическая работа. Актуализация полученных знаний осуществляется с помощью лепки, рисования, дидактических игр.

Комбинированные занятия позволяют давать дошкольникам яркое и широкое представление об окружающем мире. Подобные занятия нужны для создания взаимосвязи между предметами и явлениями. Только в ходе таких мероприятий у детей формируется взаимопомощь, осознание многогранности художественной и материальной культуры. Основной акцент дошкольного воспитания делается не на усвоение конкретных знаний, а на развитие творческого мышления дошкольников

Значимость занятий

Интеграция предполагает и обязательность развития творческой активности личности, благодаря чему можно объединять в ходе занятий сразу несколько отраслей знаний. Среди отличительных особенностей любого интегрированного занятия в детском саду, специалисты отмечают синтез практического и теоретического содержания. Занятие строится не только на внутренней, но и на внешней интеграции предметов. Для этого один и тот же изучаемый объект рассматривается сразу с нескольких позиций, делается общий вывод о свойствах, характеристиках, применении изучаемого объекта.

Методика подготовки к занятию

До начала работы по интегрированному обучению в ДУ выполняются следующие мероприятия:

  • определяется область знаний, где будет рационально использоваться интегрирование;

  • отбирается содержание с учетом возрастных особенностей детей;

  • продумываются задачи и цели;

  • определяются варианты практической деятельности.

Заключение

Именно смешанные занятия в разных группах дошкольных образовательных учреждений — эффективное средство формирования личности ребенка и педагога. Подобные мероприятия помогают воспитателям постоянно повышать свою профессиональную компетентность. Способствуют снижению статической нагрузки, так как предполагают сочетание разнообразных вариантов деятельности. Они позволяют задействовать во время занятия не только кабинет или зал, но и всю территорию детского сада, ведь в такие занятия всегда включены подвижные ролевые и сюжетные игры. Дети, посещающие детский сад, с удовольствием выполняют задания, предлагаемые наставниками в ходе разных интегрированных занятий.

Комментарии