Образовательные области по ФГОС дошкольного образования
В настоящее время в детских садах и школах страны наблюдаются серьезные изменения. Вместо старых авторитарных методов и приемов обучения и воспитания применяется личностно-ориентированный подход. Попробуем выяснить, какие образовательные области по ФГОС существуют в дошкольном образовании. На данный момент выделяют пять таких направлений, каждое из которых заслуживает отдельного изучения.
Социально-коммуникативное направление
В этом случае образовательные области решают следующие задачи:
- усвоение детьми ценностей и норм, которые приняты в обществе, включая нравственные и моральные ценности;
- формирование взаимоотношений между сверстниками, взрослыми людьми;
- формирование эмоционального и социального интеллекта, сопереживания чужому горю, отзывчивости к проблемам других людей;
- становление самостоятельности, умений отвечать за совершаемые поступки;
- развитие навыков коллективной деятельности;
- привитие уважительного отношения к семейным ценностям и традициям.
Для того чтобы в полной мере реализовывать эти задачи, педагог старается создавать оптимальные условия в ДОУ. Он формирует позитивные установки к разным видам творчества и труда, уделяет отдельное внимание безопасному поведению на природе, в обществе, быту.
Познавательное развитие
Такие образовательные области направлены на решение следующих задач:
- развитие интересов дошкольников, их познавательной мотивации и любознательности;
- совершенствование творческой активности и воображения;
- формирование сознания, познавательных навыков;
- создание представлений о собственной важности, об объектах живой и неживой природы, их свойствах (цвете, материале, форме, движении, звучании, причинах, времени);
- формирование начальных представлений о своем родном крае, народных традициях, праздниках.
Особое внимание педагоги уделяют формированию чувства толерантности в своих воспитанниках по отношению к представителям других культур и религий.
Речевое развитие
Такие образовательные области предполагают:
- овладение речевыми навыками;
- обогащение детского словарного запаса;
- приобретение навыков построения грамматически правильного диалога, связанной монологической речи;
- формирование интонационной и звуковой культуры, развитие фонематического слуха;
- первое знакомство с детскими книгами, развитие представлений о разных жанрах в литературе;
- становление звуковой аналитической активности для последующего овладения грамотой.
Воспитатель использует специальные упражнения, вовлекает детей в ролевые игры, чтобы в полной мере справиться с этими задачами.
Художественно-эстетическое развитие
Эти образовательные области по ФГОС призваны решать следующие задачи:
- развивать предпосылки для осознанного понимания и восприятия дошкольниками произведений искусства (изобразительного, музыкального словесного), познания мира природы, становления бережного отношения к окружающему миру;
- формировать элементарные представления о разных видах искусства;
- развивать навыки восприятия фольклора, литературы, музыки, произведений живописи;
- стимулировать сопереживание дошкольников героям художественных произведений.
Педагог создает условия, способствующие развитию самостоятельного творчества. Для этого он организует занятия по изобразительному искусству, музыке, предлагает дошкольникам развивающие конструкторы.
Физическое развитие
Такие образовательные области в ДОУ решают следующие задачи:
- приобретение позитивного опыта в рамках двигательной активности;
- совершенствование гибкости и координации, которые помогают формировать опорно-двигательную систему организма, развивать координацию движения, мелкую и крупную моторику рук, не нанося вреда физическому здоровью малышей.
Благодаря комплексу мероприятий, проводимых воспитателем или учителем физической культуры в детском саду, у малышей формируется позитивное отношение к спорту. В настоящее время именно духовному и физическому здоровью подрастающего поколения уделяют особое внимание все образовательные учреждения. ФГОС ДО предполагают формирование у малышей начальных представлений о видах спорта, овладение подвижными играми. Благодаря физическому воспитанию ребята овладевают простейшими правилами и нормами питания, закаливания, двигательного режима.
Все образовательные области, которые определены федеральными стандартами второго поколения для дошкольных государственных учреждений, способствуют воспитанию активных граждан, умеющих отвечать за совершенные ими поступки.
Советы профессионалов
В каждой образовательной области ФГОС дошкольного образования разработано содержание. Так, в социально-коммуникативном направлении особый акцент должен быть сделан на становление саморегуляции поступков, развитие социального опыта, формирование позитивного отношения к труду.
Такие образовательные области образовательной программы, как познавательное развитие, определенные ФГОС, способствуют формированию гражданской активности личности.
В речевом развитии педагог руководствуется коммуникативными методиками, позволяющими ему приобщать подрастающее поколение к миру литературы.
Эта образовательная деятельность образовательной области способствует закладке у дошкольников первых навыков ведения диалога.
В рамках художественно-эстетического развития педагог создает оптимальные условия для развития каждого воспитанника по собственной развивающей траектории.
Физическая область в ДОУ предполагает формирование активного гражданина, который владеет навыками здорового питания, осознает значимость физических упражнений для своего здоровья и социальной успешности.
Заключение
В отечественном дошкольном образовании в последние годы произошли существенные изменения. Место занятий, которые были направлены на механическое заучивание определенной информации, которое не предполагало творческого раскрытия и развития малышей, заняли новые формы работы. Федеральными государственными стандартами, разработанными специально для дошкольной системы, выделены пять важнейших областей деятельности в ДОУ. Воспитатель получил возможность выявлять одаренных и талантливых детей в раннем дошкольном возрасте, создавать оптимальные условия для их успешного развития и социализации. Для этого он применяет инновационные приемы и методы работы.
Детский сад превратился в творческую мастерскую, в которой ребята получают максимальные возможности для приобретения позитивного социального опыта, формирования коммуникативных качеств, развития уважительного отношения к старшему поколению.