Дошкольное образование: система, учреждения
Дошкольное образование выступает правом каждого ребенка, которое реализуется соответствующими подготовительными учреждениями, однако может осуществляться родителями самостоятельно в бытовых условиях.
Как показывает статистика, в России порядка трети семей не имеют возможности воспитывать ребенка в государственных подготовительных организациях. Поэтому дошкольное образование в нашей стране выступает одной из первоочередных задач молодежной политики.
История формирования системы дошкольного образования в России
В первой половине 20 века образовательная программа дошкольного образования в России была уже достаточно развита. Доступ населения открывался к целой массе платных и бесплатных подготовительных организаций. В стране постоянно действовало несколько детских садов, организация которых была приближена к современному уровню.
Дошкольное образование в советское время
Первая программа, согласно которой должны были работать все государственные детские сады, была принята в 1934 году, а уже начиная с 1938-го определены основные задачи подобных учреждений, сформирована структура заведений, задокументированы постулаты функционирования детсадов, введены методические указания педагогам.
В 40-х годах прошлого века дошкольное образование достигло небывалого на то время размаха. Доступ к бесплатной подготовке получили более двух миллионов детей по всей стране.
В 1959 году возникли абсолютно новые учреждения дошкольного образования в виде детских яслей. Сюда родители могли отправлять по собственному желанию малышей возрастом от 2 до 7 лет, таким образом перекладывая задачу воспитания на плечи государственных педагогов и освобождая свободное время для занятий трудовой деятельностью.
Комплексное реформирование системы образования, что проводилось в нашей стране в период с конца 80-х по середину 90-х годов прошлого века, привело к формированию «Концепции дошкольного воспитания». В документе содержалось несколько основополагающих принципов, которым должны были следовать педагоги в процессе воспитания малышей:
- Гуманизация – развитие трудолюбия, уважение прав других людей, любовь к семье и окружающему миру.
- Развитие личности – укрепление физического и психического здоровья ребенка, помощь в постижении азов мыслительной и трудовой деятельности.
- Индивидуальное и дифференциальное воспитание – развитие склонностей ребенка, обучение малышей исходя из их личных интересов, возможностей и способностей.
- Деидеологизация – раскрытие общечеловеческих ценностей, отказ от конкретной идеологии в ходе реализации общеобразовательных программ.
Бюджетные учреждения
Финансируются государственные детские сады за счет бюджета в виде субсидий. Таким организациям не запрещается ведение предпринимательской деятельности, если получение дохода направлено на достижение целей, ради которых создано учреждение.
Автономные учреждения
Финансирование автономных детских садов осуществляется за счет личных средств основателя, посредством субвенций либо субсидий. Услуги населению здесь могут оказываться как на платной, так и бесплатной основе. Имущество автономных учреждений закрепляется за руководством и доверяется в самостоятельное распоряжение.
Задачи современных дошкольных образовательных учреждений
В настоящее время выделяют такие задачи функционирования организаций дошкольного образования:
- укрепление психического и физического здоровья малышей, охрана жизни воспитанников;
- обеспечение социально-личностного роста, развитие речевых способностей, удовлетворение эстетических потребностей;
- воспитание малышей исходя из возрастных особенностей, развитие любви к окружающему миру, уважения к свободам и правам других людей;
- взаимодействие с родителями, оказание методической и консультативной помощи молодым семьям.
Педагог дошкольного образования
Педагог в системе дошкольного образования должен обладать следующими качествами:
- развитое мышление, долговременная и оперативная память;
- высокая эмоциональная устойчивость, объективность оценок, тактичность и нравственность;
- эмпатия к окружению, требовательность;
- наличие творческих способностей;
- умение быстро переключать внимание;
- доброта, терпимость, справедливость, инициативность.
Типы современных ДОУ
- Традиционный детский сад – реализует общепринятые программы подготовки и воспитания детей.
- Детсад для малышей раннего возраста – занимается подготовкой воспитанников возрастом от 2 месяцев до 3 лет. Отвечает за создание оптимальных условий, которые способствуют ранней социализации и адаптации малышей к окружающему миру.
- Детский сад для детей старшего, предшкольного возраста – реализует основную образовательную программу, а также занимается обучением малышей возрастом 5-7 лет в специальных группах, где обеспечиваются равные возможности для последующего успешного обучения в школе.
- Детсады оздоровления и присмотра – здесь реализуется не только дошкольная программа, но также ведутся профилактические, оздоровительные и санитарно-гигиенические работы.
- Компенсирующие учреждения – основной упор осуществляется на квалифицированную коррекцию психических и физических недостатков воспитанников.
- Детский сад с приоритетом на конкретный вид деятельности – помимо общеобразовательного обучения, педагоги удовлетворяют познавательные, личностные, социальные, эстетические и художественные потребности малышей.
В заключение
Полномасштабное раскрытие педагогического потенциала, повышение компетентности воспитателей, самообразование, модернизация и развитие системы детских подготовительных учреждений – все это входит в число наиболее актуальных проблем в сфере дошкольного образования.