Как организовать двигательный режим дошкольника?

Слово «режим» у большинства людей ассоциируется с неприятной повинностью и подчинением. На деле это всего лишь доступная и внятная формулировка необходимого порядка дел и занятий человека в той или иной ситуации. Другое дело, что любой распорядок рекомендовано соблюдать, ведь это здоровая необходимость, а не только приказ медика, педагога или воспитателя в дошкольном учреждении. В сегодняшней статье мы выясним, что такое двигательный режим (ДР) вообще, узнаем, насколько важна его организация и выполнение для детей разных возрастов, а также то, как его наладить.

Что такое двигательная активность и режим?

Такое понятие, как двигательный режим, относится к совокупной физической активности человека, которую он производит в определенный промежуток времени. Это естественная необходимость в поддержании своего тела в хорошей форме, при этом нагрузки важно сделать регулярными, посильными и цикличными. Отметим, что хорошая физическая форма и регулярные аэробные нагрузки разной интенсивности способствуют не только укреплению здоровья, но и положительно влияют на психоэмоциональное состояние человека. При этом данная взаимосвязь выступает на передний план у детей раннего возраста. То есть чем ребенок младше, тем важнее для него больше двигаться.

Двигательный режим дня состоит из нескольких компонентов, каждый из которых имеет свое значение и особенности. На протяжении суток необходимо обеспечить собственное тело такими нагрузками:

  • силовые ритмичные упражнения, которые будут развивать дыхательную и кровеносную системы человека, его обмен веществ и терморегуляцию;
  • занятия, направленные на укрепление мышечного каркаса, развитие опорно-двигательного аппарата, суставов и связок;
  • общее оздоровительное закаливание;
  • кратковременные тренировки, в том числе физкультминутки и утренняя гимнастика.

Приведенный выше перечень – это базовый и усредненный режим для здорового человека. Однако его необходимо корректировать в случае любых заболеваний, в том числе и хронических. Острая форма недуга может стать прямым показанием к ограничению двигательной активности, вплоть до полного ее исключения.

Значение динамики в жизни человека

Почему так важно быть активным по жизни? Организм практически любого существа на Земле создан таким образом, что оно обязано проводить в движении значительную часть своего существования, чтобы иметь возможность выжить. Наше тело позволяет нам ходить, бегать, прыгать, взбираться на возвышенности, тянуть, толкать и производить еще очень много различных действий, которые нам просто негде реализовывать на практике.

Еще несколько столетий назад людям не приходилось задумываться о том, куда деть свою энергию, как происходит организация двигательного режима. Они много работали в поле, мужчины охотились, занимались ремесленничеством, что само по себе тяжкий труд, женщины были заняты ведением домашнего хозяйства, при этом помощниками у них были чаще всего лишь дети. В таких условиях двигаться приходилось помногу, иногда даже чрезмерно, но и люди были здоровее и выносливее.

Современный образ жизни позволил человеку остановиться, в результате чего миллионы мужчин, женщин и детей страдают от ожирения, нарушения обмена веществ, гормональных сбоев, у многих отмечается атрофия мышц, нарушения костной системы, болезни суставов и недостаточная эмоциональная активность. Во многом это следствие недостаточных физических нагрузок, а то и полного их отсутствия.

Когда соблюдение режима диктует врач?

Важно соблюдать оптимальный двигательный режим не только в течение одного дня или недели, но и вообще всегда. В случае определенных заболеваний или особого состояния организма человеку необходимо разработать индивидуальный комплекс упражнений, который будет основан на базисах ЛФК. При этом касаться он будет не только перечня специальных занятий, но и всего распорядка дня. Каким категориям людей стоит обращаться к специалисту для создания реальных рекомендаций по налаживанию правильного режима двигательной активности?

  • людям с ограниченными возможностями;
  • тем, кто имеет серьезные эндокринные заболевания;
  • людям, имеющим сердечно-сосудистые заболевания;
  • категории граждан преклонного возраста, пожилым;
  • женщинам во время беременности.

Двигательный режим включает в себя не только динамическую нагрузку во время определенного времени занятий, но и прогулки на свежем воздухе, активные виды игр, кратковременные разминки, увлечение танцами и т. д.

Виды двигательной активности

Данная классификация режимов напрямую зависит от врачебного решения, принятого в отношении своего пациента доктором. Он дает свои рекомендации и указания об интенсивности физических нагрузок человеку в индивидуальном порядке, и зависят они от состояния здоровья пациента и его возможностей. Выделяют такие основные виды двигательных режимов:

  • свободный – когда человек может передвигаться без ограничений, ему разрешено совершать прогулки, заниматься физкультурой;
  • палатный – в данном случае можно вставать с постели, ходить, если возможно, самостоятельно себя обслуживать (мыться, ходить в туалет, кушать и т. д.);
  • постельный – человек вынужден находиться все время в кровати, ему разрешено лишь менять положение тела, садясь или переворачиваясь;
  • строгий постельный – в этом случае предписания врачей запрещают любую двигательную активность, подъемы и присаживания, все манипуляции человеку помогают делать посторонние люди.

Кроме того, стоит различать и виды положений человека, которые он может принимать при соблюдении постельного режима. Положение может быть активным, пассивным или вынужденным.

Свободу детям!

Двигательный режим детей должен включать в себя те же пункты, что и распорядок активности взрослого человека, единственное, что по времени занятия малышей не могут быть столь же продолжительными. Так, утренняя зарядка должна длиться в среднем около 15 минут, а физкультминутка не может продолжаться более 2-3 минут.

Для ребенка крайне важно быть активным и развиваться физически, это развивает его организм, укрепляет и оздоравливает его. Регулярные физические нагрузки способствуют развитию выносливости, дисциплинированности, закаливают малыша, способствуют повышению уровня его сопротивляемости различным инфекционным заболеваниям. Педагоги отмечают, что в задании организации активного времяпрепровождения ключевую роль играют не только образовательные учреждения, но и сами родители.

Важно, чтобы эти две стороны содействовали друг другу и были своеобразным тандемом. В детских садах и школах физические нагрузки являются частью учебного процесса, но двух часов полноценной двигательной деятельности недостаточно для организации оптимального режима. Поэтому столь необходимо поощрение родителями активных игр детей как дома, так и на улице. Увы, но часто мамы и папы сами ограничивают свое чадо в движении, боясь травм, шума и беспорядка, но этого можно избежать, если направить энергию ребенка в правильное русло, предоставить ему свободную для передвижений и игр зону, а также необходимое оборудование и инвентарь.

Движение и психология

Молодые родители знают, что современный подход к двигательной активности новорожденного значительно отличается от стандартов, принятых несколько десятилетий назад. Педиатрами и неонатологами доказано, что у малышей, не скованных тугим пеленанием, быстрее происходит развитие координации движений, они раньше начинают держать головку, увереннее садятся, ползают и ходят. Кроме того, что свободное положение рук и ног благотворно сказывается на общем физическом развитии новорожденных и детей первого года жизни, оно также помогает детям развиваться психологически. Двигательный режим младенца должен включать в себя ежедневную гимнастику, плавание, упражнения на мяче.

Двигаясь и пробуя все вокруг на ощупь, ребенок познает мир, причем заканчивается это познание не так рано, как думают его родители. Даже школьники, увидев предмет с неизвестными ему свойствами, стремятся взять его в руки, понюхать, облизать, пощупать и осмотреть со всех сторон. Только свобода передвижений помогает ребенку чувствовать себя свободным и уверенным в себе. Если он малоподвижен, это часто приводит к закомплексованности и эмоциональной неуравновешенности.

Актуально для малышей

Двигательный режим дошкольника очень сильно зависит от программы занятий воспитателя с детьми. Педагог должен наладить работу в группе таким образом, чтобы на протяжении всего дня у его подопечных образовательные занятия чередовались с активными. Кроме того, необходимо максимально продуктивно организовать время прогулки таким образом, чтобы дети были заняты коллективной подвижной игрой. Это может быть задание как для всей группы, так и для небольших компаний, в каждой из которых у ребят будет своя игра.

Рационально двигательный режим в детском саду поможет организовать специальная литература и наглядные пособия, карточки с описанием и иллюстрациями различных упражнений. Все эти материалы должны быть размещены в группе, их нужно развесить или расставить в зоне доступа детей и научить их с ними работать.

Школьная проблема

С детьми младшего школьного возраста педагогам и тренерам обычно работать проще – они охотнее идут на контакт, чем подростки, с удовольствием занимаются в различных кружках и секциях. Именно в этом возрасте необходимо прививать малышам любовь к физической культуре, научить их делать зарядку и поощрять активное времяпрепровождение, показать коллективные игры, в которые они смогут играть с друзьями на улице.

Дети, которых родители научили активно проводить свой досуг в раннем возрасте, позднее обычно придерживаются привычного для них двигательного режима, ведут здоровый образ жизни.

Как повысить ежедневную двигательную активность ребенка?

Очень важно обеспечить ребенка необходимым инвентарем, у него должны быть разнообразные мячи (футбольный, волейбольный, баскетбольный, для метания), наборы для игры в бадминтон, домашний боулинг или дартс, кольцемет.

Кроме того, хорошо, если у детей есть свое личное средство передвижения. Это может быть самокат или велосипед, ролики или велобег. Катание – это не только отличный способ разнообразить двигательную активность ребенка, но и возможность сблизиться с ним.

Комментарии