Образовательная деятельность - это что такое? Организации, осуществляющие образовательную деятельность
Организация образовательной деятельности регламентируется ФЗ №273. Нормативный акт регулирует общественные отношения, которые возникают в сфере обучения. Рассмотрим далее специфику образовательной деятельности.
Принципы
Организация образовательной деятельности базируется на следующих положениях:
- Признание приоритетности обучения.
- Обеспечение прав людей на получение образования, недопустимость дискриминации.
- Гуманистический характер отрасли, приоритет здоровья и жизни человека, свобод личности, взаимоуважения, гражданственности, трудолюбия, правовой культуры, ответственности, бережного отношения к окружающей среде.
- Формирование единого образовательного пространства в России, развитие и защита этнокультурных традиций и особенностей народов страны.
- Создание надлежащих условий для интеграции отечественной и зарубежных систем обучения на взаимовыгодной и равноправной основе.
- Светский характер педагогической деятельности в муниципальных и государственных учреждениях соответствующего профиля.
- Свобода выбора способа обучения с учетом потребностей и склонностей человека, формирование условий для самореализации.
- Обеспечение права на получение образования в течение жизни в соответствии с нуждами субъекта, адаптивность системы к особенностям развития, уровню подготовки, интересам личности.
- Автономия учебных заведений, академические свободы и права работников и обучающихся, публичная отчетность и информационная открытость учреждений.
- Демократичность при управлении образованием.
- Недопустимость устранения или ограничения конкуренции.
- Сочетание договорного и госрегулирования отношений.
Субъекты
Законодательство определяет круг лиц, которые уполномочены работать в сфере обучения. Основными из них выступают образовательные организации. В случаях, предусмотренных в нормативных актах, обучение может проводиться индивидуальными предпринимателями. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, создаются в форме, предусмотренной в ГК для некоммерческих структур. Духовные учреждения формируются по правилам, установленным нормативными актами о свободе вероисповедания, совести и религиозных объединениях.
Виды учреждений
Классификация проводится в зависимости от субъекта, создавшего учебное заведение. По этому признаку организации разделяются на:
- Государственные. Эти учреждения формируются РФ или регионом страны.
- Муниципальными. Они создаются МО.
- Частными. Такие заведения формируются гражданами либо юрлицами в порядке, установленном в законодательстве.
Типы учебных учреждений
Образовательные организации классифицируются в зависимости от содержания планов, реализация которых выступает в качестве их основной деятельности. По данному признаку выделяют:
- ДОУ. Они представляют собой учреждения, в которых ведется дошкольное обучение, предусматривается уход и присмотр за воспитанниками.
- Общеобразовательные учреждения, ведущие обучение по программам НОО, ООО и СОО.
- Профессиональные учреждения. В них проводится обучение по программам среднего профобразования.
- Вузы. В этих учреждениях ведется обучение по программам в/о и научная деятельность.
Право преподавания
Им обладают субъекты, имеющие высшее либо среднее профобразование и отвечающие требованиям, предусмотренным в квалификационных справочниках, а также профстандартам. Нормативными актами предусмотрена номенклатура должностей работников и руководителей учебных заведений. Она утверждается Правительством.
Юридический статус специалистов
Под правовым положением педагогического работника следует понимать комплекс его трудовых, социальных гарантий, компенсаций, ограничений, ответственности и обязанностей. Они устанавливаются в законодательстве. В России статус педработников считается особенным в обществе. В соответствии с этим формируются надлежащие условия для осуществления ими своей педагогической деятельности. В России специалистам предоставляются свободы и права, государственные гарантии, социальная поддержка, направленные на обеспечение высокого профессионального уровня сотрудников, повышения их значимости, а также престижа работы.
Юридические возможности
Осуществляя образовательную деятельность, работники организаций пользуются правами на:
- Свободу преподавания, выражения своего мнения, независимость. Под последней следует понимать невмешательство в их работу сторонних субъектов.
- Свободу выбора и применения научно-обоснованных средств, методов и форм воспитания и обучения.
- Творческую инициативу, выработку и использование авторских программ и методик в пределах конкретных предметов, курсов, дисциплин, планов.
- Выбор учебников и методических пособий, материалов и прочих средств в соответствии с образовательной программой в порядке, определенном в законодательстве.
- Участие в выработке учебных планов, календарных графиков, курсов, предметов, дисциплин.
- Осуществление научно-технической, исследовательской, творческой, международной и экспериментальной деятельности, внедрения и разработки инноваций.
- Бесплатное использование информационных ресурсов, посещение библиотек.
- Участие в управлении учебным заведением, в том числе в составе коллегиальных органов, в порядке, предусмотренном в уставе.
- Объединение в общественные профорганизации в формах и по правилам, установленным законом.
- Участие в обсуждении вопросов, касающихся деятельности учебного заведения, в том числе через управляющие органы и общественные объединения.
- Обращение в комиссию, уполномоченную на урегулирование споров между субъектами образовательного процесса.
- Защиту достоинства и чести, справедливое и объективное разбирательство нарушений правил профессиональной этики.
Рабочее время
Оно формируется в соответствии с занимаемой должностью специалиста. В рабочее время сотрудника учебного заведения входит:
- Образовательная педагогическая деятельность.
- Воспитательная работа.
- Индивидуальное взаимодействие с учениками.
- Исследовательская, научная и творческая работа.
- Прочая деятельность, предусмотренная в должностной инструкции или в индивидуальном плане. К ней, например, относится диагностическая, методическая, подготовительная работа и пр.
Конкретные обязанности специалиста устанавливаются в трудовом договоре и должностной инструкции. Соотношение преподавательской и прочей образовательной деятельности в рамках рабочей недели либо учебного года устанавливается соответствующими локальными актами организации. При этом учитываются квалификация и специальность сотрудника, а также число часов по плану.
Непосредственно образовательная деятельность
Она осуществляется совместно с взрослыми. Образовательная деятельность – это, простыми словами, работа по обучению и воспитанию ребенка. Она может проявляться в различных формах: игровой, исследовательской, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной и пр. Образовательная деятельность – это взаимодействие с обучающимся, направленное на освоение ими определенного материала в одной или нескольких областях.
Работа с дошкольниками
Образовательная деятельность в ДОУ ведется с использованием различных методов и форм взаимодействия. Их выбор зависит от:
- Решения конкретных задач в обучении.
- Содержания учебного плана.
- Степени освоения образовательной программы ДО.
Классификация
Различают следующие виды работы в зависимости от содержания учебных программ:
- Комбинированная образовательная деятельность – это сочетание различных методов и форм либо дидактических задач, которые не имеют логической связи. К примеру, после рисования проводится подвижная игра.
- Комплексная образовательная деятельность – это работа, предполагающая реализацию задач разными средствами при наличии между ними ассоциативных связей. Например, после беседы о правилах пожарной безопасности начинается рисование тематического плаката. В данном случае одно действие доминирует, а следующее его дополняет.
- Интегрированная образовательная деятельность. Она предполагает соединение знаний из разных дисциплин на равной основе. При этом интеграция не является механической либо произвольной. Программа образовательной деятельности в этом случае должна формироваться так, чтобы знания обогащали и дополняли друг друга в процессе решения дидактических задач.
В настоящее время приоритетной считается комплексная работа. Она позволяет решать несколько задач одновременно.
Структура работы
Осуществление образовательной деятельности условно разделяется на три части. Они неразрывно связаны общей методикой и содержанием. Этими частями выступают: начало, ход и завершение деятельности. Ключевая задача преподавателя состоит в четком определении цели процесса. Специалист должен установить, какой характер будет носить образовательная деятельность: развивающий или исключительно обучающий. В последнем случае при взаимодействии со взрослым происходит накопление необходимого опыта. При развивающем характере деятельности дети сами добывают знания, используя полученные навыки. В процессе занятия преподаватель привлекает к участию всех детей с учетом индивидуальных особенностей каждого из них. В ходе взаимодействия у детей формируются навыки, способность анализировать и контролировать свое поведение.
Специфика занятий
Образовательная деятельность детей имеет определенную специфику. В первую очередь она проявляется в самой структуре занятий. В частности, в раннем возрасте они проводятся в форме игр. Количество детей, принимающих участие в занятии, будет зависеть не только от конкретного их возраста, но и от содержания учебного плана. Работа должна обладать наглядно-действенным характером. В старших группах дети привлекаются к организации обстановки занятия. Это очень способствует усилению познавательного интереса. Между тем ключевое значение будут иметь характер постановки и содержание задач. С течением времени дети приучаются к установленным правилам поведения. Специалист регулярно напоминает о них до и во время занятия. По завершении преподаватель вместе с детьми формирует общий вывод. При этом специалист создает такие условия, при которых итоговый вывод стал бы результатом умственной работы обучающихся.
Основные средства
Образовательная (педагогическая) деятельность реализуется с использованием различных приемов. Их принято разделять на 5 категорий:
- Информационные и материальные средства. В традиционном понимании к ним относят наглядные пособия, оборудование и прочие предметы, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность.
- Языковые средства. Эта категория считается достаточно обширной. В нее входят не только разговорные (родной и иностранные) языки, но и специализированные. К последним, например, относят языки дорожных знаков, электрических схем, чертежей, искусства и так далее.
- Логические средства. Словесно-дискурсивное мышление считается высшей степенью проявления умственных способностей. Логические средства формируются у человека постепенно посредством наглядно-действенного и образного восприятия. Они способствуют формированию умений ставить и понимать вопросы, находить варианты их решения, производить необходимые для этого операции в уме и делать верные выводы.
- Математические средства. Они формируются с появлением у ребенка представлений о числах и счете. Развитие математических средств продолжается в процессе изучения точных наук.
Стоит сказать, что совершенствование указанных выше инструментов является достаточно обширной и почти не изученной проблемой. Ее исследование крайне необходимо в настоящее время. Совершенствование средств будет оказывать влияние на развитие образовательной деятельности в целом.