На какой высоте летает пассажирский самолет? Скорость полета лайнера
Глядя из иллюминатора небесного лайнера на далекую землю внизу, на рябые участки полей, на россыпь огней, которые являются городами, невольно задаешься вопросом: а на какой высоте летает пассажирский самолет? Мы попробуем ответить на этот, казалось бы, простой вопрос. Все дело в том, что на фактор высоты, которую набирает лайнер при полете, влияют несколько факторов. И первый из них – модель машины. Мы часто наблюдаем самолеты в небе. Одни из них выглядят, как сверкающая звездочка, оставляющая за собой газовый след. Это реактивные самолеты. Они двигаются по небосклону бесшумно. А есть и такие лайнеры, которые, громко и утробно рыча, проносятся так низко, что можно разглядеть эмблему компании на фюзеляже. Почему такая разница в набирании высоты при полете? Об этом читайте ниже.
Идеальная высота. Что это такое
Из школьной науки мы помним, что чем выше поднимаешься вверх, тем разреженнее становится атмосфера. От этого снижается и трение бортов самолета о воздух. А значит – и уменьшается расход топлива, необходимого, чтобы преодолеть сопротивление атмосферы. Казалось бы, что все лайнеры должны, исходя из этого принципа, летать на максимальной высоте. Где-то в стратосфере, где почти совсем нет воздуха, нет и трения. Но ведь крылья у лайнеров рассчитаны на то, что машину в какой-то мере поддерживают воздушные потоки. А если их нет, самолет начинает «заваливаться». Вот поэтому пилоты и говорят об идеальном коридоре. Это пространство между девятью и двенадцатью тысячами метров над землей. На какой высоте летает пассажирский самолет данной конструкции – рассчитывает пилот, исходя из его технических характеристик. Это должна быть «золотая середина» между трением и поддержанием машины воздушными массами.
Направление маршрута
Может показаться странным, что фактором, влияющим на то, на какой высоте летает пассажирский самолет, является его маршрут. Диспетчеры, чтобы предотвратить сталкивание в небе воздушных лайнеров (ведь при такой аварии не выживет никто) установили следующее правило. Все самолеты, следующие в восточном направлении, с различными отклонениями на юг или север, занимают нечетные воздушные коридоры. Это, как правило, девять и одиннадцать километров от поверхности земли. А лайнеры, летящие на запад, следуют в четных «диапазонах» высот (десять и двенадцать тысяч метров). Исходя из технических параметров машины, пилоты рассчитывают, какой коридор им избрать, и сообщают об этом наземным диспетчерам. А они уже предупреждают экипаж судна о метеорологических условиях на пути следования. Иногда, чтобы избежать зоны турбулентности, лайнеру приходится снижать или набирать высоту. Диспетчеры контролируют весь ход борта и держат непрерывную связь с пилотом.
На какой максимальной высоте летают пассажирские самолеты
Некоторые страны закрывают воздушное пространство над своей территорией (или ее частью) из-за вооруженных конфликтов. Высокие горы служат причиной турбулентности на высоте. Все эти причины пилот должен учитывать при прокладывании маршрута. Согласованный с диспетчерами путь борта, а также средняя высота, на которой будет совершаться полет, называется «эшелоном». А вот природные катаклизмы в виде высоких грозовых туч нельзя предвидеть заранее. Обширная облачность приводит к большой турбулентности. И пилоту следует обогнуть тучи, чтобы избежать опасности. И лучше это сделать поверху, где никакие капризы погоды не страшны. Максимальная высота полета пассажирских самолетов зависит только от типа машины. Например, ТУ-204 может подняться лишь на 7200 м. Новый ИЛ-62 – на одиннадцать километров. Такая же максимальная высота и у «Аэробуса А310». А какой самолет способен подняться в небо на двенадцать километров? Это машины с реактивными двигателями. Из пассажирских бортов на наибольшую высоту способен забраться «Боинг 737-400».
Какова скорость самолета
Наибольшее количество топлива расходуется при старте лайнера. Ведь тяжелой машине следует хорошенько разогнаться, чтобы оторваться от земли и набрать высоту, преодолевая сильное трение воздуха. Поэтому несмотря на то, на какой высоте летает пассажирский самолет, подъем происходит максимально быстро. Тогда пассажирам говорят пристегнуть ремни безопасности, поскольку лайнер развивает крейсерскую скорость. У «Боинга 737-400» эта техническая характеристика составляет почти восемьсот километров в час. Когда самолет выходит на свою среднюю высоту, в салоне объявляют, что ремни безопасности можно снять.