Фрадкин Марк – народный композитор
Фрадкин Марк Григорьевич (1914-1990) прошел трудный жизненный путь, особенно в детстве и юности. Но стал известным и любимым композитором, с которым за честь считали работать лучшие исполнители страны – М. Магомаев, Л. Зыкина и многие другие.
Детство
Фрадкин Марк родился в семье двух еврейских врачей в Витебске. Во время Гражданской войны они переехали в Курск. Марку не исполнилось и семи лет, когда его отца, Григория Фрадкина, расстреляли белогвардейцы. Тогда было достаточно только заподозрить человека в связи с красными, и доказательств особенных не требовалось. После этого, взяв маленького сына, Евгения Мироновна вернулась в Витебск. Там она и погибла во время его оккупации немцами в годы войны, как почти все евреи.
А до войны она растит своего сынишку, который увлекается точными науками и поступает в политехникум, а затем начинает работать инженером на швейной фабрике. И вот в фабричном клубе Фрадкин Марк участвует в театральном кружке. И через два года инженерная деятельность забыта. Марка принимают в театральную труппу.
Ленинград и Минск
В 1934 году Фрадкин поступает в Ленинградский театральный институт и вдруг начинает сочинять музыку и песни к студенческим постановкам. После окончания института он работает в минском Театре юного зрителя.
Война
В 1939 году Фрадкин Марк был призван в армию. Командование стрелкового полка, в котором он служил, поручает ему организовать самодеятельный ансамбль. А с 1941-го по 1943 год его работа будет связана с руководством ансамблем Киевского военного округа, выступлениями на передовой с концертами. Первая песня, написанная в 1941 году, когда он познакомился с поэтом Е. Долматовским, называлась «Песня о Днепре». Тогда наши войска оставляли Украину. Но в песне звучала такая глубокая вера в победу, что когда маршал Тимошенко услышал ее, то снял с себя орден Красной Звезды и вручил ее композитору. Фрадкин Марк и Долматовский написали еще несколько песен о войне. Особенно стали известны их песни, которые исполнял Л. Утесов, – «Случайный вальс» и «Брянская улица».
Москва
В 1944 году Фрадкин переезжает в Москву. Его принимают в Союз композиторов. И, по счастью, никто не обращает внимание на неполную музыкальную образованность композитора. Главное то, что каждая новая песня становится событием. Дети Марка Фрадкина – это, конечно, его песни. Он все время ищет новые решения. Даже иногда пишет сам стихи к своим песням. Например, песня, которая начинается со слов «Замела метель порожки, запорошила». У него было чутье, с какими поэтами ему надо работать. М. Матусовский стал известен с первой же песни «Вернулся я на Родину». А музыку написал к ней Фрадкин.
Некоторые сложности
Создавая песни, он применял неожиданные мелодические ходы, но так и не запомнил, как правильно называются некоторые инструменты. Он мог показать на фагот и сказать, что пусть играет эта красная труба. А уж запись клавиров! Это особая сложность. Один из музыкальных редакторов, просидев весь день с новой рукописью Марка Григорьевича, вышел из редакции на улицу и встретил его с женой, Раисой Марковной.
Редактор стал рассказывать, с какими трудностями он столкнулся, входил во все музыкальные тонкости и нюансы. Фрадкин слушал и мрачнел на глазах. Положение спасла деликатнейшая супруга композитора, которую все любили и уважали. Она просто сказала: «Да зачем же Вы так серьезно? Вы же знаете, как Марк Вам доверяет. Поэтому делайте, как считаете правильным».
Вообще, к Раисе Марковне в музыкальных кругах было любовное и уважительное отношение, настолько высокое, что однажды на авторском концерте Фрадкина И. Кобзон в зале «Россия» перед исполнением «Ласковой песни» объявил, что посвящает его именно Раисе Марковне. Потом у И. Кобзона были неприятности. Мероприятие сугубо официальное, и личные пристрастия здесь посчитали неуместными.
В домашней обстановке
Татьяна Тарасова познакомилась со своим будущим мужем, пианистом Владимиром Крайневым, именно в гостеприимном доме Фрадкина. На стенах была коллекция русских художников-передвижников.
Более чем в пятидесяти кинофильмах звучит музыка Марка Фрадкина. Его песни у многих, как говорится, на слуху. Они становятся народными: «А годы летят», или «Прощайте, голуби», или «Комсомольцы-добровольцы», все и не перечислишь. За 75 лет жизни народный артист СССР их создал немало.