Специализированные прокуратуры. Система специализированных прокуратур Российской Федерации

Достаточно интересным и крайне важным является такой орган, как прокуратура. Он объединяет в себе целую систему различных ведомств, которые имеют свои функции и задачи. Вдобавок к этому, в структуре органов прокуратуры предусмотрены специализированные подразделения, о которых пойдет речь далее в статье.

Понятие прокуратуры

Прежде чем ответить на вопрос, что такое специализированные прокуратуры, необходимо разобраться, что собой представляет данное понятие вообще. Следует отметить, что этот термин характеризует целую систему органов с разными функциональными задачами. Таким образом, прокуратура Российской Федерации – это структурированная совокупность централизованных органов власти, которые осуществляют надзор за соблюдением положений Конституции и законов. Специализированные прокуратуры, в свою очередь, представляют собой органы особой формы деятельности. Иными словами, они реализуют надзорные функции в определенных отраслях общественной деятельности, о чем будет рассказано далее.

Структура прокуратуры

В соответствии с действующим законодательством, прокуратура РФ представляет собой единую централизованную систему специальных органов. Однако в её структуре существуют определенные разветвления. Примером тому являются территориальные и специализированные прокуратуры.

Нормативная база этих органов едина, но вот функции разные. Тем не менее прокуратура представляет собой иерархичную структуру, в которую входят следующие элементы, например:

- Генеральная прокуратура РФ.

- Прокуратуры субъектов федерации.

- аналогичные органы районов и городов.

- Военная прокуратура.

- Специализированные прокуратуры.

- Учебные заведения для подготовки кадров.

- Печатные издания органов прокуратуры.

Специализированные прокуратуры

Следует отметить, что с учетом эволюции общества появляется множество специфических сфер деятельности и государственного регулирования. В соответствии с этим возникает необходимость в осуществлении надзора в этих особых сегментах. Для этого были разработаны специализированные прокуратуры, на которые возлагаются функции по осуществлению контроля в упомянутых ранее специфических сферах деятельности. Появление подобных ведомств также обусловлено недостатком принципа территориального распределения контрольных органов. Иными словами, при таком формировании системы некоторые сегменты жизнедеятельности общества контролируются не самым качественным образом. Поэтому специализированные прокуратуры являются неотъемлемой частью общей системы упомянутых в статье ведомств.

Также необходимо указать на то, что административно-территориальная система распределения органов прокуратуры в большинстве случаев не приносит положительных результатов. Иными словами, общий надзор данные ведомства осуществляли, но в своей деятельности упускали некоторые важные моменты. В соответствии с этим появилась потребность в осуществлении контроля некоторых особенных сфер деятельности, о чем уже говорилось ранее. Только в последнем случае упор делают не на территориальный принцип, а на "точечное" распределение органов прокуратуры специаилизированного характера.

Смежность работы общих и специализированных органов

Следует отметить тот факт, что прокуратуры общие и специализированной направленности реализуют свою деятельность смежно. Это наглядно просматривается в структуре функций данных ведомств. Например, прокуроры общей направленности реализуют следующие основные направления своей работы, а именно: надзор за исполнением законодательства органами государственной власти, надзор за соблюдением человеческих прав, надзор за органами, проводящими оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и т. д. В данном случае специализированные органы также наделены этими задачами. Но их правовой режим также обуславливается специальными ведомственными актами, которые издаются по направлениям работы. Таким образом, специализированные прокуратуры помимо общего юридического «пакета» прав и обязанностей, имеют также дополнительные. Более детально эти особенности прослеживаются при анализе их нормативной базы.

Нормативное регулирование специализированных прокуратур

Следует отметить, что прокуратуры специализированного характера реализуют свою деятельность на основе определенной нормативной базы. Прежде всего, в системе нормативного регулирования этих ведомств нужно отметить Конституцию РФ. Этот документ играет первостепенную роль, так как является основой всей правовой системы государства. Вторым, не менее значительным источником нормативного координирования является ФЗ "О прокуратуре". Именно в нем можно найти положения, которые регламентируют сам факт существования в России специализированных прокуратур. Достаточно интересным является тот факт, что в законе практически ничего не сказано о количестве подобных ведомств и их непосредственной системе. Таким образом, точного регулирования деятельности специализированных прокуратур попросту не существует. В своей работе они пользуются общими положениями Конституции, её главными принципами и соответствующей подзаконной базой, а именно: ведомственными нормативно-правовыми актами. Следует отметить, что большое значение для организации деятельности упомянутых в статье органов играют приказы, указания и распоряжения Генерального прокурора. Именно они и являются подзаконной базой функциональности специализированных прокуратур.

Виды органов специализированного характера

Существуют различные виды специализированных прокуратур. На каждый из этих органов возлагается спектр уникальных по своей сути задач, благодаря которым реализуется надзор в особых сферах общественной деятельности. К специализированным прокуратурам относятся следующие:

- транспортные;

- природоохранные;

- по надзору за исполнением законов при реализации назначенных судебными органами наказаний;

- прокуратуры на особых режимных объектах;

К специализированным прокуратурам относятся также военные. Хотя некоторые теоретики очень часто не причисляют эти ведомства к специальным, что является глубоким заблуждением, о чем будет сказано далее в статье.

Органы на транспорте

Следует отметить тот факт, что компетенция специализированных прокуратур ограничена сферой их непосредственной деятельности. Дабы более детально разобраться в этом вопросе, необходимо проанализировать отдельные виды подобных ведомств. Ранее автор уже указал, что специализированные прокуратуры РФ содержат в своей структуре органы, действующие в области транспорта. В число их полномочий входят следующие легитимные правовые возможности:

- проверка уровня соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина всеми предприятиями и организациями, относящихся к транспортной отрасли;

- проверка соблюдения и практического исполнения законов о нормах безопасности движения;

- привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и иного рода правонарушения, которые являются должностными лицами транспортных организаций;

- проверка таможенных органов.

Природоохранные прокуратуры

Система специализированных прокуратур содержит в своей структуре органы природоохранного направления. Они, в свою очередь, осуществляют борьбу с экологическими правонарушениями и привлекают к ответственности лиц, совершивших подобные негативные деяния. Эти специализированные органы прокуратуры также взаимодействуют с международными организациями и иными правоохранительными структурами с целью организации качественного противодействия в сфере экологической безопасности. Помимо того, важность деятельности природоохранной прокуратуры состоит в том, что она обеспечивает выполнение конституционных норм. Ведь в основном законе РФ прописано, что каждый гражданин имеет право на проживание в благоприятной и чистой окружающей среде. Таким образом, природоохранная или же экологическая прокуратура, как её принято называть, играет первостепенную роль в сфере защиты экологии.

Военные прокуратуры

Прокуратура военного характера Российской Федерации является одним из структурных элементов системы соответствующих ведомств. Её возглавляет специальное должностное лицо – Главный военный прокурор. Главной задачей этих ведомств является надзор за соблюдением законности и правопорядка в системе вооруженных сил России. Следует заметить, что военная прокуратура имеет статус специальной по нескольким причинам. Во-первых, в её ведении находятся вопросы, которые нетипичны для «классических» органов. Ведь в функции прокуроров не входит контроль за вооруженными силами. Во-вторых, работники ведомства имеют не специальные звания советников юстиции, а военные. Помимо того, нужно отметить тот факт, что военные прокуратуры разделяются по округам и флотам. Структура данного ведомства представляет собой целостную систему из управлений, отделов и канцелярий. Помимо общих полномочий, сотрудники этих органов могут беспрепятственно входить на территории воинских частей, а также следить за законностью процесса содержания арестованных военных. Большое значение имеет деятельность прокурора по надзору за соблюдением законности в военных частях. С этой целью служащий упомянутого ведомства имеет право назначать проверки и ревизии внепланового характера.

Прокуратуры по контролю за исполнением наказаний

Существуют такие виды специализированных прокуратур, как органы по надзору за исполнением наказаний и на особых режимных объектах. Органы первого типа следят за тем, чтобы во время непосредственного исполнения наказаний, реализуемых на основе легитимных судебных решений, соблюдалась законность, а также не было нарушений прав и свобод человека. То есть происходит непосредственное регулирование правильности реализации режима наказаний. Следует отметить, что надзору в этом случае потдаются не только учреждения исполнения наказаний, но и сам процесс их непосредственной деятельности, а также общие особенности исполнения уголовной ответственности, иными словами, приведения её "в жизнь"!

Направления деятельности прокуроров в процессе надзора за исполнением наказаний

Следует отметить тот факт, что деятельность специализированных прокуратур по надзору за исполнением наказаний реализуется на основе приказов Генерального прокурора №19 и №237. В этих нормативных актах указанно, что работа в данной сфере должна производиться с целью выявления, предупреждения и пресечения преступлений в учреждениях, относящихся к уголовно-исполнительной системе. В соответствии с этим основными задачами соответствующие прокуроры могут осуществлять следующие действия, например:

- собирать информацию о состоянии законности в учреждениях исполнения наказаний;

- непосредственно использовать полученные данные для дальнейшей модернизации всего процесса надзора;

- рассматривать жалобы лиц, которые находятся под стражей, с целью выявления преступлений;

- контролировать процесс исполнения законодательства уголовно-правовой сферы;

Прокуратуры на режимных объектах

Прокуратуры, занимающиеся надзором за особыми режимными объектами, также следят за режимом соблюдения норм существующего законодательства. При этом им поднадзорны предприятия особого режима деятельности. К числу подобных можно отнести далеко не все действующие сегодня в России организации. Статус "режимного объекта" регламентируется определенными законодательными нормами. Что касается прокурорского контроля, то он осуществляется лишь на конкретных предприятиях указанного в статье типа. К числу подобных относятся следующие, например:

- объекты особого режима;

- организации и учреждения принадлежащие к оборонно-промышленному комплексу Российской Федерации;

- предприятия, которые в процессе своей непосредственной деятельности производят эксплуатацию радиационных и ядерных материалов;

- предприятия и организации в системе ведения медико-биологического агентства РФ;

- следственные отделы СК РФ, занимающиеся осуществлением предварительного следствия в метрополитене и на особо режимных объектах.

Заключение

Итак, в статье мы рассказали, что собой представляют специализированные прокуратуры, и как они соотносятся с общей структурой органов прокуратуры. Следует заметить, что подобного рода ведомства просто необходимы в современной России. Ведь они следят за законностью в специфических сферах жизнедеятельности общества.

Комментарии