Правовой режим: понятие, виды и их характеристики

Рассматривая вопросы теории права и государства, можно отметить частое употребление понятия "правовой режим". Концепции и трактовки данного термина определяют множество социальных, экономических и политических вопросов. В материале будут рассмотрены основные интерпретации этого понятия, отличительные характеристики и направления, в которых оно используется.

Определение

Что представляет собой правовой режим и каковы его концепции? Так называют особые правила, закрепленные в нормативных документах различных уровней (федеральном, государственном или местном). Режим формируется с помощью определенных юридических средств, основной задачей которых является создание благоприятных социальных состояний и условий для общества.

По другим определениям, данный термин трактуется как самостоятельный механизм государства, который применяется для защиты конституционного строя и безопасности граждан страны.

В общем понимании данный термин можно определить так - это положения, которые регулируют какую-либо сферу деятельности, и исполнение этих положений обеспечивает права субъектов - то есть граждан - и гарантии их реализации, а также предусматривает наличие ответственности за их нарушение.

Признаки правового регламентирования

Какие особенности выявлены у правовых механизмов государства и как их обобщить? Характеристики правового режима определяются следующими аспектами:

  1. Они действуют на законодательном уровне, и соответственно, контролируются государством.
  2. Их главная задача - устанавливать правила отдельных отраслей общественных отношений, выделяя при этом конкретные объекты и субъекты права в пространстве - территории - и временных границах.
  3. Является особым порядком правовых предписаний, состоящих из юридических средств в определенной комбинации.
  4. Образуют некий уровень благоприятных или неблагоприятных условий для соблюдения интересов отдельных субъектов.

Классификация

Существует множество оснований, по которым определяются виды правовых режимов. Так, их можно классифицировать в зависимости от:

  • субъектов, для которых они учреждаются - для беженцев, переселенцев, граждан, лиц без гражданства;
  • юридических признаков - процессуальный или материальный;
  • структуры и состава - пошлинный правовой режим, таможенный, валютный;
  • правового регулирования - в сфере конституционного права, административного, уголовного, гражданского и земельного;
  • уровня законодательных актов, для которых они применяются, - на общем федеральном уровне, уровне субъектов федерации, муниципальном или локальном;
  • применяется ли режим внутри государства или на межгосударственном уровне - санкции, правовой режим территориальных вод и прочее;
  • формы выражения - законного или договорного.

Специфика земельных правоотношений

В сфере общественных отношений и их правового регулирования природные ресурсы играют важную роль: как по вопросам экологии, так и по политическим и экономическим аспектам. В понятие природных источников входят земельные, водные ресурсы, полезные ископаемые, недра и прочее.

Земельные ресурсы, определяющие территорию и границы государства, представляют собой некий фундамент развития народного хозяйства страны. Так, можно выделить несколько особенностей правового режима земель:

  • понятие земель как юридической категории трактуется как поверхность Земли, которая находится в границах государства (Российской Федерации) и в чем-то измеряется - гектарах, километрах и так далее;
  • правовые отношения по вопросам земель граждан включают не только сами участки земли, но и их доли, и соответствующие права на них;
  • земельные участки различаются по категориям - для сельского хозяйства, садоводства, огородничества, для жилых построек, охраняемые территории, лесные массивы и прочие категории земельного фонда. Размещение зданий или построек должно быть согласно их категории. Например, на земле, предназначенной под гаражный бокс или землю под огородничество, нельзя построить жилой дом;
  • существует два основных направления использования земельных участков, находящихся на правах собственности у гражданина - это использование земли для личных интересов или носящие товарный характер (предпринимательство).

Право территорий в международном праве

В сфере международного права, конкретизируя земельные ресурсы, были выработаны общие категории по обозначению территорий. Так, территория - это вся поверхность Земли, включая водные и сухопутные поверхности, земельную почву, недра и воздушное пространство. Кроме того, в данное понятие входит и космос, Луна и прочие небесные объекты.

Согласно нормам международного законодательства, правовой режим территорий по всему земному шару разделяется на:

  • Территории государства, в которой полностью распространяется государственная власть определенной страны в пределах ее границ.
  • Территории с комбинированным/смешанным режимом - это участки, которые не являются частью страны, однако в них действуют нормы международного права и законодательно учитывается суверенитет прибрежных стран. Так, расположенные вдоль берега государства имеют право делать разведывательную деятельность и разрабатывать ресурсы в данной территории.
  • Международные территории - это пространства, которые не входят в состав государства, включающие воды за пределами экономических зон, воздушные пространства за границами территорий стран, полярная область Земли (Антарктика), космос, небесные объекты и тела. Так, все страны используют данные земельные ресурсы согласно международному законодательству и его нормам.
  • Территории с особым режимом - это зоны, которые применяются, например, в случае объявления мира, то есть нейтральные территории, регулируемые международными договорами. В этих зонах установлена демилитаризация - в них запрещены любые виды военных действий: размещение оружия, испытание, проведение военных учений и прочее.

Правовые нормы вещного права

Среди множества различных трактовок понятия специального правого режима имущество как элемент вещного права является одним из основных в сфере экономики. В гражданском законодательстве устанавливаются некие объекты права - это финансовые инструменты, работы и услуги, информационные ресурсы, а также права на нематериальные блага. Все эти объекты можно разделить на движимые и недвижимые.

Недвижимость - это земельные участки, здания, которые установлены и прочно закреплены на почве, включая многолетние насаждения в виде кустарников и деревьев, а также различные сооружения. К движимым вещам относятся денежные средства, ценные бумаги (акции, векселя, сертификаты и так далее), которые не фиксируются в государственных органах. Эти объекты изложены в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определение интеллектуальной собственности и вещных прав устанавливается в четвертой части Кодекса, статьях 1225-1228. К данному понятию относятся, например, литературные, научные работы, базы данных, товарные знаки, произведения искусства и прочее.

Кроме того, Гражданским кодексом регулируются и другие виды прав, которые могут осуществлять предприниматели, например право пользования, распоряжения недвижимостью в пределах их компетенции и прочее.

Как определяется правовой режим в государстве?

Государственный режим еще называют политическим режимом. Это схожие понятия, которые определяют, какая форма управления сложилась в стране. Этот термин начал применяться как часть государственного устройства лишь с начала 60-х годов прошлого века. Бытует мнение, что режим - это скорее не форма государства, а его сущность, внутренний уклад.

Особенность правового режима граждан и государства прежде всего в совокупности приемов и методов, посредством которых формируется государственное управление в стране. В ходе выполнения своих функций, исполнительные, судебные и другие государственные органы сотрудничают между собой, оказывают помощь гражданам, управляют общественными процессами.

Так, с помощью понятия "правовой режим" можно охарактеризовать, какая атмосфера сложилась в стране, хорошо ли применяются в нем нормы права и хорошо ли развита демократия. Данные правотворческие инициативы государства выражаются в форме институтов власти, принципов и положений, регламентирующих взаимодействия государства, населения и отдельных людей.

В каждой стране сформирован определенный государственной строй. Наиболее распространенной является классификация режимов управления на авторитарный и демократический. Рассмотрим подробнее правовые основы этих направлений.

Авторитарное государство

Этот режим характеризуется управлением государства через правящую элиту, то есть небольшую группу лиц, у которых много различных привилегий и льгот. Каковы особенности правового режима авторитарного государства? Акцентируются следующие признаки:

  1. Население или граждане страны не управляют государством, не контролируют действия элиты.
  2. Законодательно не устанавливаются ограничения власти управляющих государством структур.
  3. В политике отсутствует оппозиция, но допускается многопартийность.
  4. Интересы государства имеют больший приоритет, чем права отдельных граждан.
  5. В государстве присутствуют отрасли, которые не контролируются государством - это частная жизнь и экономика. Основной мониторинг и контроль производится прежде всего в сфере политики.
  6. Оппозиционные партии и движения строго запрещаются. В их отношении государство может принимать меры принуждения и насилия.

Авторитаризм - это нечто среднее между тоталитаризмом, как всеобъемлющим контролем государства над всеми сферами деятельности общества, и демократией. В ходе происходящих в стране реформ или перемены ориентиров правящей верхушки власти, авторитарный режим может переходить на ту или иную сторону.

Демократические государство

Какое государство может считаться демократическим? Например, согласно Конституции, Российская Федерация - это демократическое государство с республиканской формой правления. Высшие органы управления в стране избираются на определенный период и осуществляют деятельность в пределах своей компетенции.

Для общего правового режима демократии присущи следующие признаки:

  1. Власть народа - то есть население считается основой государственной власти; управление осуществляется через народ и для народа.
  2. Законом гарантируется свобода граждан в сфере экономики, например частной собственности или предпринимательской деятельности.
  3. Государственное управление осуществляется по принципу разделения властей.
  4. Перераспределение функций органов государственной власти - децентрализация.
  5. Государственные структуры управления являются выборными и избираются на определенный срок.
  6. В государстве присутствуют политические и правовые механизмы, которые в полной мере обеспечивают возможность гражданам принимать участие в образовании государственных органов и контроле их деятельности.
  7. Принятие согласованных решений на основе равных прав всех граждан с учетом интересов меньшинств.
  8. Права и свободы граждан и людей ставятся превыше всего.
  9. Принцип многопартийности, отсутствие обязательной единой идеологии. Свободы выражения мнений, плюрализм в политике.
  10. Наличие оппозиции на легальной основе.

Таким образом, демократия предполагает равенство людей и свободу в выражении мнений для всех граждан, учет их интересы. Страна с демократическом строем не только поддерживает данные принципы в конституции как в основном законе, но и реально их гарантирует.

Демократия или авторитаризм?

Безусловно, режим демократии - это некий абсолют, к которому стремится любое государство или общество. Если сравнивать эти два направления правовых основ государства, следует иметь в виду, что демократия - это не всегда наиболее предпочтительная форма власти в государстве. Так, философ Древней Греции Платон критиковал данное направление государственного режима и указывал на то, что демократия с течением времени может выродиться в тиранию.

Несмотря на очевидные преимущества, политологами отмечено, что при демократическом режиме очень усложняются процедуры принятия решений - они являются весьма дорогостоящими и громоздкими. Не все избиратели участвуют в выборах, референдумах, усиливается манипулирование общественным мнением через средства массовой информации. Так, несмотря на распространение демократического режима, в котором сейчас функционирует большинство стран мира, принципы этого направления являются предметом обсуждений и дискуссий.

Вывод

Таким образом, понятие правового режима является весьма широким. Оно включает в себя практически все сферы жизнедеятельности: экономику, территориальное разделение и политику. Данные тезисы определяются и международным правом, в частности правом территорий, находящихся по всей поверхности Земли. В политической сфере данное определение схоже с понятием "политический режим", но более узконаправленное, обозначающее внутреннюю концепцию, сущность государства, соблюдение им правовых норм.

В общей интерпретации можно обозначить правовой режим как самостоятельное средство, которое используется государством для обеспечения интересов граждан и соблюдения конституционных основ. Также этот термин определяется как специфический порядок деятельности, который предназначен для решения задач и функционирования органов государственной власти в определенных случаях.

Комментарии