«Око Саурона» («Всевидящее Око») над комплексом «Москва-Сити»
В конце 2014 года во многих СМИ прошла информация – над башнями «Москва-Сити» вспыхнет "Всевидящее Око". У многих эта новость вызвала возмущение, недоумение и неприятие, хотя речь шла всего лишь об инсталляции, приуроченной к выходу очередного голливудского блокбастера.
Международный деловой центр
Международный деловой центр, получивший название «Москва-Сити», раскинулся на Пресненской набережной. Часть зданий уже построена и введена в эксплуатацию, но работа на многих участках продолжает вестись.
Многочисленные башни в стиле хай-тек сверкают зеркальной поверхностью, а ночью ярко подсвеченные высотки возвышаются над городом, видимые из многих точек Москвы.
И именно на крыше одной из этих башен творческая группа «Свечение» решила выставить арт-объект под названием «Око Саурона». Площадкой под инсталляцию должна была послужить высотка еще не введенного в строй комплекса IQ-quarter, состоящего из трех башен.
Зачем понадобилась подобная инсталляция?
В последние годы выход многих громких кинопремьер сопровождается различными масштабными акциями, призванными обратить внимание на выходящую картину. Самолеты раскрашивают в цвета выходящего фильма и рисуют на них персонажей, вывешивают громадные постеры, создают видео-инсталляции на стенах зданий. В этом ряду "Всевидящее Око Саурона", горящее в ночи над Москвой, выглядит вполне логично.
Установка этого арт-объекта была приурочена к выходу заключительной части кинотрилогии «Хоббит», созданной Питером Джексоном. Этот выдающийся режиссер из небольшой детской книжки создал масштабное полотно с большим количеством спецэффектов и сражений, смотреть которое необходимо именно на большом экране.
Хоббит и его приключения
«Хоббит» - трилогия, имеющая всемирную популярность. Действие и книги, и фильма разворачивается в выдуманном магическом мире Средиземья. Здесь, помимо людей, обитают эльфы, гномы, злобные орки, гоблины и даже драконы. И если все перечисленные персонажи уже не раз представали в различных фантастических произведениях или компьютерных играх, то вот хоббиты – создания необычные. Эти невысокие человечки с волосатыми ступнями и повадками рачительных домоседов были придуманы профессором Толкиеном, человеком, во многом создавшим жанр фэнтези как таковой.
«Хоббит» - трилогия, в которой главным героем становится Бильбо Бэггинс, который вопреки здравому смыслу отправился в опасное путешествие в компании гномов и старого волшебника. Целью похода была Одинокая гора, некогда бывшая владением гномов, но захваченная драконом по имени Смауг.
По мере продвижения к цели перед компанией возникали все более грозные опасности, а в заключительной части трилогии главным противником оказывался вовсе не грозный Смауг, а объединенные войска орков и гоблинов.
Из другой оперы
Наверняка читатель уже задается вопросом о том, какая роль отводится во всей этой истории "Оку Саурона". Парадоксально, но ровным счетом никакая. Так откуда взялось "Око Саурона"? Дело в том, что этот образ взят из другого произведения Толкиена, также экранизированного Джексоном.
Сюжетно «Властелин колец» является продолжением книги «Хоббит». Здесь главная роль также отводится хоббиту, только уже не Бильбо, а его племяннику по имени Фродо. Во время своего путешествия, описанного в «Хоббите», Бильбо нашел волшебное кольцо. И именно оно становится движущей силой следующей, более масштабной и «взрослой» книги Толкиена.
Экранизация «Властелина колец» была осуществлена еще в 2001-2003 годах. Она принесла Питеру Джексону не только звание одного из лучших режиссеров современности, но и многочисленные премии, а также значительную прибыль. Несколько лет после выхода этой картины, также состоящей из трех частей, Джексон отказывался от съемок приквела, того самого «Хоббита», но в результате согласился.
Великий маг и злодей
Какое же значение "Всевидящего Ока"? Воплощением зла в мире Средиземья, описанном во «Властелине колец», стал чародей и маг Саурон. Он был не человеком, а могущественным духом, Майа, принявшим человеческий облик. Задолго до действия обеих книг он был побежден и развоплощен. Со временем он вернул себе свою силу, но принять физическую форму уже не смог. Его воплощением стало огненное "Всевидящее Око".
Это "Око" неустанно следило за своими рабами и покоренными народами, в нем воплощалась сконцентрированная сила воли чародея.
Но даже "Всевидящее Око" не могло разглядеть все. Как и положено в легендах, зло было уничтожено, Саурон пал и его "Око" разрушилось вместе со всей его магией.
"Всевидящее Око" в фильме
В картине Джексона созданный образ "Ока" представлял собой пылающий огнем глаз, расположенный на самой вершине цитадели чародея в Мордоре, стране зла и страха. Здесь царит вечная темнота, в которой ярким зловещим маяком светится "Око", следящее за всем вокруг. Это территория смерти, где все умирает и приходит в упадок.
По сути, Саурон не являлся всевидящим и всемогущим, иначе маленькой группе отважных представителей разных народов Средиземья не удалось бы его победить. И "Всевидящее Око" воплощало способность чародея обращать свое внимание на отдельных людей и привлекать их на свою сторону, играя на их слабостях. Жертвами коварства Саурона, превратившимися в его послушных марионеток, стали многие сильные и гордые правители и маги, отвернувшиеся от добра.
"Всевидящее Око" как арт-объект
Почему же именно этот образ был выбран творческой группой для создания инсталляции на крыше башни? Причин тому две:
- Этот образ гораздо более известен среди поклонников Толкиена, Питера Джексона и фэнтези вообще, поскольку неоднократно представал в мегапопулярном «Властелине колец». В новой трилогии подобных ярких и запоминающихся образов нет.
- Яркий, пылающий в ночи глаз, независимо от контекста, смотрится крайне эффектно и безусловно должен был привлечь всеобщее внимание.
Физическое воплощение "Всевидящего Ока"
Создание данного объекта должно было стать демонстрацией современных технологий. В качестве каркаса планировалось создать надувной глаз, на который проецируется видеоинсталляция горящего "Ока". Заниматься созданием конструкции должна была фирма GiveAR, специализирующаяся на разработке объектов виртуальной реальности.
По замыслу создателей этой инсталляции, "Око Саурона" должно было появиться лишь на короткое время, а затем исчезнуть, что должно было показать победу сил добра над злом. Однако этой идее не суждено было осуществиться в полной мере.
А РПЦ против!
Объявленная акция вызвала оживленную дискуссию. Если поклонники книги и фильма к идее отнеслись, в основном, позитивно, то вот прочие мнения разделились.
Категорически против выступила РПЦ, представители которой осудили подобный объект. В РПЦ усмотрели в этой инсталляции демонический образ. "Всевидящее Око" - символ зла и угнетения, появление которого над Москвой может навлечь негативные последствия.
Представители мэрии Москвы также не одобрили затею. И их доводы оказались сильнее – ведь на согласование установки подобных объектов требуется разрешение властей.
Политическая подоплека
Значительная часть тех, кто был категорически против временного появления "Ока Саурона", ссылалась на и без того негативное восприятие России многими западными странами. И появление "Всевидящего Ока" над высотной башней визуально могло превратить Москву в Мордор.
На первый взгляд, подобное суждение кажется несерьезным. Однако все не так просто. Дело в том, что «Властелин колец» создавался во время и сразу после Второй мировой войны. И хотя впоследствии сам Толкиен постоянно открещивался от этих параллелей, трудно не увидеть в Мордоре аллюзию на нацистскую Германию. А во времена Холодной войны с Мордором изредка ассоциировали и Советский Союз, противопоставляя ему положительный и благородный Запад. Ведь в географии Толкиена Восток всегда был землей, захваченной злом, и только добрые силы с Запада могли противостоять ему.
И теперь, во времена очередного противостояния России и западных государств, пусть и не такого острого и явного, наша страна вновь претендует на звание Вселенского зла. Так что определенный резон в подобном запрете есть – незачем давать политическим противникам дополнительный повод обвинять Россию во всех грехах.
Кроме того, "Всевидящее Око" могло вызвать ассоциацию и с другим известным произведением, «1984» Оруэлла. Именно оттуда пришло известное выражение «Большой Брат видит тебя». И огненный глаз, способный найти любого человека в громадном мегаполисе, вполне мог дать повод к шуткам о тотальном контроле в стране.
Шоу не получилось
В результате, получив большое число негативных откликов, а также отказ со стороны мэрии Москвы, творческая студия вынуждена была пойти на попятную. Громкую и скандальную акцию отменили.
Впрочем, лазейка была найдена. На стене одной из башен комплекса IQ-quarter, пусть и на короткое время, все же появилось сверкающее и пугающее изображение "Око Саурона". Как увидеть его? Это нельзя было сделать без помощи специальных средств. Смартфоны и планшеты, способные распознавать QR-код (разновидность штрих-кода), могли видеть на своих экранах пылающее изображение "Всевидящего Ока".
А был ли мальчик?
Вполне возможно, что все опасения протестующих были напрасны, и на самом деле никакой инсталляции возводить не планировалось. Нет оснований отказываться от версии, что вся эта шумиха была банальной пиар-компанией фирмы, которая создает подобные эффекты виртуальной и дополненной реальности. Ведь благодаря скандалу многие впервые узнали о существование GiveAR, которая сумела так ярко привлечь к себе внимание.
В пользу этой версии свидетельствует и то, что к моменту отказа от инсталляции ее физическая форма еще не была создана.