Дорожный налог в Беларуси. Размер дорожного налога в Беларуси
Еще два года назад в Беларуси подорожал транспортный налог. В период 2014-2015 гг. базовая величина, исходя из которой рассчитывается этот вид сбора, увеличилась на 20 %, т. е. со 150 тысяч BYR (белорусских рублей) до 180 тысяч. В связи с этим у многих автовладельцев возник закономерный вопрос: а не подорожает ли дорожный налог в Беларуси в новом, 2016 году? Давайте рассмотрим эти показатели для различных категорий граждан. Сразу стоит отметить, что с 1 января 2016 года базовая величина, требуемая для расчета этого вида налога, снова увеличилась и теперь составляет 210 тысяч белорусских рублей.
Для физических лиц
Для этой категории граждан дорожный налог в Беларуси, ясное дело, прежде всего зависит от вида и массы транспортного средства.
Самый популярный для физлиц собственный легковой автомобиль будет иметь такие показатели:
- меньше (˂\=) 1,5 тонны — 3 БВ (базовые величины);
- массой 1,5-2 тонны — 6 БВ;
- 2-3 тонны — это целых 8 базовых величин;
- массой больше 3 тонн — 11 БВ.
Те граждане, которые владеют грузовыми автомобилями разной степени грузоподъемности, могут рассчитывать на такие суммы:
- не более чем 2,5 тонны — придется выложить 8 базовых величин;
- массой 2,5-3,5 тонны — 17 БВ;
- свыше 3,5 тонны, однако менее 12 тонн — 22 базовые величины;
- массой более 12 тонн — 25 величин (базовых).
Такие же расценки относятся и к грузопассажирским автомобилям. С 2016 года за седельный тягач, вне зависимости от его предельной разрешенной массы, придется заплатить «твердый» тариф в 20 БВ.
Тем, кто имеет прицепы, тоже придется тщательно взвешивать свое транспортное средство.
Такая разница в тарифах государственными служащими объясняется тем, что прицепы большей массы, вероятнее всего, используются не для частных нужд, а для занятия бизнесом. Поэтому и ставки налога для них довольно высоки.
Видимо, из этих же соображений устанавливался дорожный сбор и для владельцев автобусов. Правда, тут все зависит от числа посадочных мест:
- ˂ 20 — 12 БВ;
- 21-40 «потянет» уже на 17 базовых величин;
- ˃ 40 — это уже целых 22 величины (базовых).
Частным лицам выгоднее всего ездить по дорогам страны на мотоцикле. Дорожный налог в Беларуси с этого вида транспорта обойдется его владельцу всего в 2 базовые величины в год.
Для юридических лиц
Гораздо хуже в этом вопросе лицам юридическим. Для них, понятное дело, ставки дорожного налога в Беларуси существенно выше. Так что если вы владелец организации или предприятия, вероятно, вам стоит пересмотреть необходимость содержания большого парка автотранспортных средств.
- ˂ 1 тонны — потребует расстаться с 7 БВ;
- от 1 до 2 тонн — обойдется в 9 базовых величин;
- 2-3 тонны — налог составит 11 БВ;
- за машину массой ˃ 3 тонн придется выложить 14 БВ дорожного налога.
С прицепами тоже все не так просто:
- до 750 кг — 5 БВ;
- свыше 7,5 тонны — 12 БВ;
- за дачу на колесах (прицеп-караван) придется отдать 5 базовых величин (до 2016 года этот показатель составлял 7 БВ).
Если на вашем предприятии есть грузовая техника, приготовьте такие суммы:
- ˂ 2,5 тонны — 12 БВ;
- 2,5-3,5 т — 17 величин (базовых);
- от 3,5 до 12 тонн — целых 22 базовых величины;
- за массу свыше 12 тонн придется отдать 25 БВ.
А вот плата за автобусы для юридических лиц ничем не отличается от частников (физлиц). Вероятно, такие тарифы установлены потому, что физлицо, имеющее в своем распоряжении автобус, вряд ли станет ездить на нем в супермаркет за продуктами, а будет пользоваться им в бизнес-целях.
Выгодно ездить предпринимателям и на мотоциклах. Это будет стоить всего 3 базовые величины.
Как платить
Чаще всего сумма дорожного налога в Беларуси взимается с автовладельцев в период прохождения техосмотра транспортного средства. В зависимости от того, какого возраста ваша машина и к какой категории она относится, дорожный налог можно уплачивать по такой схеме:
- один раз в 2 года;
- ежегодно;
- два раза на протяжении года.
Те автомобилисты, которым позволено проходить техосмотр транспортного средства один раз в 2 года, должны уплатить дорожный сбор по двойному тарифу.
Существуют ли льготы
Тем не менее существуют такие категории граждан, а также транспортные средства, для которых оплата дорожного налога в Беларуси происходит по сниженному тарифу. Правда, их не так уж и много:
- автомобили медпомощи;
- транспорт МВД, МЧС, КГБ, Минобороны и Госпогранкомитета;
- автобусы и троллейбусы (общественный транспорт).
Важно отметить, что начиная с 1 января 2016 года отменена льгота в размере 50 %, ранее установленная для пенсионеров. Теперь скидка в половину сбора положена лишь ветеранам ВОВ, и то только в том случае, если имеется медицинский документ, подтверждающий годность претендента к управлению транспортным средством (проще говоря, если ветеран смог пройти медкомиссию), при этом фактически управлять ТС может абсолютно другой человек.
Для такси
К сожалению, для этого вида транспортных средств также не появилось никаких послаблений. Размер дорожного налога в Беларуси, согласно законодательству, уплачивается таксистами дважды в год, так как именно столько раз они должны проходить техосмотр. Ставки налога определяются исходя из фактической массы транспортного средства, указанной в техпаспорте.
Когда деньги можно вернуть
- госпошлина была оплачена в большем, чем необходимо, размере или не должна была взиматься вовсе;
- лицо, уплатившее пошлину, отказывается от получения самого разрешения на право участия в дорожном движении до момента обращения в «Белтехосмотр»;
- автомобиль не прошел техосмотр, владельцу отказано в выдаче разрешения.
В случае если вы уплатили дорожный сбор за весь год, а машину продали, например, в апреле, возврат денег не предусмотрен. Более того, если, к примеру, в июне этого же года вы приобретете новый автомобиль, транспортный налог придется уплатить снова.
Куда деньги пойдут
Немалую стоимость дорожного налога в Беларуси чиновники традиционно поясняют тем, что собранные деньги в полном объеме пойдут на строительство новых государственных дорог, а также на ремонт уже существующего покрытия. В это довольно сложно поверить, ведь шоссе и магистрали от Минска в областные центры, а также второстепенные дороги уже не модернизировались достаточно давно.
Предполагается, что в нынешнем году дорожные средства, полученные от сбора пошлин, поровну разделят между местными и республиканским бюджетом. Но пока это только планы. На сегодняшний день все деньги, полученные в результате сбора транспортной пошлины, накапливаются в республиканском бюджете. Именно там решают, какие дороги и когда ремонтировать. Распорядителем накопленных средств является Министерство транспорта Республики Беларусь.