«Экстаз Святой Терезы» Бернини – вершина творчества мастера
Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680), создатель стиля барокко в скульптуре, был человеком многогранным. Он создавал архитектурные произведения (церкви, капеллы, светские здания), писал, ставил пьесы и играл в них, рисовал маслом, занимался изготовлением декоративно-прикладных предметов (кареты, лампы, зеркала), умело сочетал архитектуру и скульптуру при строительстве фонтанов и надгробных памятников, среди которых главное место занимает «Экстаз Святой Терезы». Бернини создал чистое и чувственное театрализованное произведение.
Краткое жизнеописание мастера
Джованни Лоренцо Бернини появился на свет в Неаполе в семье скульптора. Когда ему было 10 лет, семья переезжает в Рим. И с 17 лет он уже выполняет заказные работы: надгробные памятники, портретные бюсты.
По настоянию своего покровителя папы Урбана VIII мастер женится на небогатой, но красивой девушке, которая родила ему 11 детей. Его талант становится известным по всей Европе. С просьбой изваять их парадные портреты к нему обращаются и венценосные особы, и кардиналы. По велению души он выполняет портрет своей возлюбленной Констанции Буонарелли. С ней до известной степени связана скульптура «Экстаз Святой Терезы».
Скульптурные работы
Трудно теперь представить Рим без статуй, созданных Бернини для моста замка Сент-Аджело.
Фонтаны
Теперь невероятно представить Рим и без фонтанов Бернини. Один из самых монументальных – «Фонтан четырех рек».
Скандальный портрет
Кроме таких монументов можно увидеть и работу мастера, носящую во всей полноте своего проявления личный характер.
«Экстаз Святой Терезы»: описание
Это один из шедевров барочной скульптуры (1647 – 1651), созданный для часовни Санта-Мария-делла-Виттория по заказу кардинала Федерико Коронаро.
Реальным дополнительным светом становится окно, невидимое зрителю. Таким образом, создается сценический яркий эффект. В боковых стенах алтаря находятся члены семейства Коронаро, как бы являющиеся свидетелями этого чуда. «Экстаз Святой Терезы» Бернини – это изображение духовного опыта святых и божественных видений.
Известно, что Тереза Авильская обладала и мистическими опытами, и большим даром слова. Она оставила после себя немалое количество письменных посланий. Вот как она описывает свое видение, которое воплотил Бернини: «Однажды ко мне явился прекрасный сверх всякой меры ангел. Я увидела в его руке длинное копье с огнем на острие. Казалось, что ударил меня в сердце несколько раз. Боль была настолько реальна, что я застонала. Но ни одна земная радость не может дать столь полного удовлетворения».
Заключение
Объединив архитектурную и пластическую группы, Бернини добился работы цветовых и световых контрастов. Театральность произведения соединяется с религиозным содержанием и производит очень сильное впечатление на зрителя. Событие священного экстаза, очень личное, становится общественным достоянием. Триста лет волшебная атмосфера чуда совершается здесь и сейчас.