Тренировочные упражнения по русскому языку с ответами. Как сделать по русскому языку упражнение?
Для успешного прохождения экзаменационной работы по русскому языку, упражнение и задание в которой могут быть на различные правила, необходимо знать грамматику русского языка.
Упражнения на орфографию
Орфографических правил в русском языке великое множество.
Упражнение | Объяснение | Ответ |
Вставьте пропущенные буквы. Ожида..мый, вид..мый, поднима..мый, слыш..мый, рису..мый, исполня..мый, завис..мый, спаса..мый, употребля..мый, контролиру..мый. | Орфограмма в суффиксах причастий (страдательных) настоящего времени: если причастие восходит к глаголу 1 спряжения, то пишется суффикс -ем-, если ко второму, то -им-. | ожидаемый, видимый, поднимаемый, слышимый, рисуемый, исполняемый, зависимый, употребляемый, контролируемый |
Н или НН? потраче..ый, жаре..ый, сваре..ый, вар..ный на бульоне, ране..ый в ногу, коше..ый, приготовле..ый, купле..ый, прода..ый, саже..ый, высаже..ый. | Орфограмма в суффиксах причастий (страдательных) прошедшего времени: Н пишется в причастиях, восходящих к глаголам несовершенного вида, в причастиях, у которых нет приставок (за исключением не-) и нет зависимых слов. Если в причастии есть приставка, суффикс -ова-, -ева-, если оно образовано от глагола совершенного вида или если у него есть зависимое слово, то в нем пишется НН. |
потраченный, жареный, сваренный, варенный на бульоне, раненный в ногу, кошеный, приготовленный, купленный, проданный, саженый, высаженный |
Вставьте пропущенные буквы. В гербари.., у авиаци.., в планетари.., на здани.., в помещени.., для Виктори.., в кофетери.., на церемони.., в провокаци.., о произведени.. | В именах существительных, которые заканчиваются на -ия, в родительной, дательном и предложном падежах, а у существительный на -ий, -ие в предложном падеже пишется окончание И. | в гербарии, у авиации, в планетарии, на здании, в помещении, для Виктории, в кофетерии, на церемонии, в провокации, о произведении |
Упражнения на пунктуацию
Пунктуация вызывает затруднения при сдаче экзамена по русскому языку. Упражнение на пунктуацию требует как знаний синтаксиса, так и наличия пунктуационной интуиции.
Упражнение | Правило | Ответ |
Обозначьте цифры, на месте которых нужна запятая. Взяв корзину(1) стоящую на скамейке(2) ребята отправились в сад собирать ягоды(3) быстро поспевающие на жарком солнце. | Обособленные определения и обстоятельства: обособленное определение, выраженное причастным оборотом, выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова, или если имеет причинное или уступительное значение, или если зависит от личного местоимения. Обособленные обстоятельства выделяются запятыми, если они выражены деепричастием. | 1,2,3 |
Обозначьте цифры, на месте которых нужна запятая. Прилетают(1) и гнездятся птицы(2) и просыпаются медведи. | Запятая перед союзом и в предложениях с однородными членами и в сложносочиненных предложениях. Если союз и не повторяющийся и соединяет однородные члены, то перед ним не ставится запятая. Если союз и соединяет простые предложения, у которых нет общих второстепенных членов, то перед ним нужна запятая. | 2 |
Упражнения на орфоэпию
Решить упражнение по русскому языку, в котором нужно правильно расставить ударения над словами, поможет орфоэпический словарь и тренировочные задания, данные ниже.
Упражнение | Ответ |
В каком слове неверно выделена ударная гласная: квАртал, буржуазИя, тОрты, освЕдомиться, аэропОрты | квартАл |
В каком слове неверно выделена ударная гласная: звонИт, Оптовый, бАнты, баловАться, красИвее | оптОвый |
В каком слове неверно выделена ударная гласная: слИвовый, обеспечЕние, кУхонный, крАны, жалюзИ | обеспЕчение |
Упражнения на выявление грамматических ошибок
В работе по русскому языку упражнение на нахождение грамматических ошибок вызывает особые трудности.
Упражнение | Комментарий | Ответ |
Найдите и исправьте ошибку в употреблении формы слова: договоры, нет вафель, пять килограммов, ей свойственен | Ошибки при образовании словоформ разных частей речи | свойствен |
Найдите и исправьте ошибку в построении словосочетаний. Бабушка и внучка жили в деревне; согласно закону; летать на вертолете; большинство городов не вошли в список | Ошибки в образовании словосочетаний | большинство не вошло |
Упражнения на выявление речевых ошибок
В выпускной работе по русскому языку упражнение, предусматривающее развернутый ответ, таит множество опасностей, в нем допускаются многочисленные речевые ошибки.
Упражнение | Ответ |
Найдите и исправьте речевую ошибку. Приключение приключилось с ним прошлым летом. | приключение произошло |
Найдите и исправьте речевую ошибку. В моей автобиографии вы найдете много интересного. | в автобиографии |
Найдите и исправьте речевую ошибку. Команда одержала поражение на соревнованиях. | потерпела поражение |
Нахождение лексических средств выразительности
Многие тексты упражнений по русскому языку содержат синонимические ряды, фразеологизмы, устаревшую лексику, просторечия или контекстные синонимы и антонимы - все это лексические средства выразительности. Формулировка задания может быть разной, к примеру, выпишите из текста фразеологизм.
Упражнение | Ответ |
Из текста выпишите архаизм. Виталий служил у одной известной особы. Эта публичная личность имела тысячи друзей и не меньше врагов. Подчиненных у нее было человек двадцать пять. Ее десница была тяжела, однако весьма щедра. Все работали и не жаловались. Уважали. | десница |
Нахождение средств связи предложений
Задание на нахождение средств связи предусмотрено в аттестационной работе по русскому языку. Упражнение нацелено на выявление у обучающихся уровня владения навыками в определении грамматической связности текста. Средства связи бывают морфологические, лексические и синтаксические.
- Внимательно прочитайте текст, особенно то предложение, в котором нужно найти средство связи.
- Вспомните, какие бывают средства связи.
- Найдите средство связи, чаще всего оно расположено в начале предложения.
Упражнение | Ответ |
Определите, какое предложение связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. (1)Открою секрет, явным недостатком нашего времени является отсутствие любви. (2)Сейчас нет культуры любви, нет любви друг к другу. (3)А ведь именно любовь рождает уважение, доброту и другие лучшие чувства. (4)Она помогает видеть в человеке прекрасное. (5)Вспомним хотя бы Дон Кихота. (6)Его любовь к воображаемой женщине сделала из него человека достойного любви. | 6 |
Нахождение выразительных средств
С каждым годом в экзаменационной работе по русскому языку усложняется задание на определение изобразительно-выразительных средств. В таблице ниже даны упражнения на нахождение средств выразительности.
Упражнение | Ответ |
Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано. Он не понимал, кто друг. Он не понимал, кто враг. | параллелизм |
Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано. В его душе родилось чувство горькой радости. | оксюморон |
Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано. Она выучила всего И. Бродского. | метонимия |
Выполнение упражнений и тестов помогает подготовиться к аттестации. Мы привели тренировочные упражнения по русскому языку, которые могут быть полезны.