Свобода - это... Свободы гражданина. Право и свобода

Определение понятия свободы во все времена вызывало немало дискуссий среди юристов, философов, историков, мыслителей и писателей. Ввиду этого выделяются три трактовки: обыденная (историческая), философская и правовая. К тому же невозможно рассматривать данное понятие в одном определённом контексте.

Понятие исторической свободы

Человек весь период своего существования стремится к освобождению от чего- или кого-либо. Это связано с тем, что зависимость людей от обстоятельств, будь то влияние природы или государства, воспринимается как ограничение жизненного пространства и побуждает к освобождению любым путем. Ученые определяют основные свободы как главный фактор технического и политического прогресса.

В понимании историков свобода – это сам процесс освобождения от гнета и влияния прошлого. Даже Гомер понимал её как жизнь на своей родной земле, нахождение не под властью кого-либо. Платон же видел в воле стремление к лучшему благу, не отделяя себя от общества. В своих размышлениях он определяет понятие высшей свободы – дружбы. В оппозиции такого определения выступает Аристотель, заявляя, что человек – это деятель, отличающийся простором для выбора, в отличие от других существ.

В эпоху Средневековья взгляды на свободу делают новый поворот, и воля понимается как нечто дарованное Богом. И такие теологические мотивы прослеживаются на протяжении большей части этого периода. На закате Средних веков в работах Мартина Лютера в один ряд ставятся закон, право и свобода.

Эпоха Ренессанса характеризуется антропоцентричными поворотами, то есть свобода - это ориентация на самого себя, залог искупления своих грехов и возможность приближения к богу. К концу Нового времени в истории определение рассматриваемого нами понятия распространилось в современном значении, а именно как отсутствие ограничений воли человека, имеющего право выбора.

Философское понятие свободы

Понимание свободы философами практически не отличалось от восприятия историков. Но Демокрит утверждал, что законы – это дурное изобретение, мудрецы должны жить свободно, не повинуясь законам. Данное определение, скорее, имеет практическую нагрузку и обретает черты анархии, нежели является истинным определением свободы. Но анархия разрушительна по своей сути для государства и любого общества. Спиноза трактовал вольность как неповиновение и отказ жить по предписаниям законам Божьим из-за того, что благочестие, смирение люди считали бременем. В свою очередь Гегель немного позднее выразил свое понимание и определил, что свобода - это абстрактное стремление к освобождению от ограничений и расчленений внутри государства. Но конкретно в философии понятие возникло в период ее появления и институтализации. Для этого времени характерно понимание свободы с точки зрения теории естественного права, согласно которой все люди изначально равны и исключительны, впоследствии эта теория легла в основу гражданско-правовых норм римского права.

Древнейшие философы четко осознавали, какой бы ни была свобода, она не может быть безграничной. Такое понимание закрепили представители классической немецкой философии, что затем легло в основу философии марксизма. Субъективная сторона понимает основные свободы как нечто созданное человеческим разумом в ответ на такие же воображаемые ограничения. Из философии Канта можно выделить объективную сторону, имеющую ограничения, но уже созданные государством в форме законодательной базы. В итоге философское понимание сводится к тому, что свобода - это нечто неподвластное каким-либо ограничениям, будь то границы разума или слово закона, но без границ не существует и жажды к воле.

Становление правовой свободы

Как уже отмечалось, в основу понятия "правовая свобода" была заложена часть философского значения. Хотя теория естественного права и называет всех равными, но любое государство регламентирует конституцией и очерчивает границы различными уголовными кодексами.

Права человека

Понятие прав человека, как и толкование определения свободы, неразрывно связано с теорией естественного права. На волне развития общественных отношений права человека закрепляются в международных и государственных правовых документах. Основополагающим фактором демократичности являются право и свобода. Конституция государства обеспечивает закрепление прав, но если же законодательная база хоть как-то ущемляет естественные права, достоинство, свободы, то демократическое общество превращается в тоталитарное или авторитарное.

Одним из первых документов, систематизировавших и актуализировавших права человека, стала Декларация 1776 года, которая впоследствии эволюционировала в Билль о правах Конституции США. Немного позднее, во время Великой Французской революции, была выдвинута в 1789 году Декларация о правах человека.


Подытожив и объединив все основные свободы и права, Ассамблея ООН провозгласила Всеобщую декларации прав человека. Закрепленные права человека на законодательном уровне для любого государства обретают значение прав гражданина.

Права гражданина

Совокупностью положений, закрепленных любым нормативно-правовым документом, являются права и свободы гражданина. Их юрисдикция распространяется на всех жителей, гарантируется и защищается Конституцией того или иного государства. Конституция должна гарантировать неприкосновенность личности, право на свободу слова и самовыражения и защиту гражданина даже за пределами страны. Данные права универсальны из-за своей широкой распространенности и касаются большинства сторон жизни человека на современном этапе жизни.

Различия прав человека и гражданина

Права гражданина, как и права человека, прошли многовековое испытание временем, но есть одно весомое различие: права человека – это то, что дано от рождения, так же, как и естественные права, в то время как правами гражданина наделяются в соответствии с законом по достижению определенного возраста, они могут изменяться на протяжении времени. Права человека и гражданина - это основа любого общества и современного государства. Их нельзя отменить или кардинально изменить по прихоти одной личности или в интересах правящей верхушки.

Правовые основы свободы слова

Человек в любой сфере деятельности стремится к воле, и во многом независимость деятельности ассоциируют со свободой слова как формой консолидации современного демократического общества. Либерализм в высказываниях не должен оправдывать насилие, клевету и вражду, хотя и свобода слова – это неотъемлемое и фундаментальное право человека и гражданина.

Многие государства стараются регламентировать свободу высказываний, дабы не допускать расовых столкновений и вражды на религиозной почве, которые могут повлечь за собой насилие и ненависть. Принципы, гарантирующие данный вид независимости, должны быть обязательно закреплены Конституцией, но не приводить к появлению жесткой цензуры, ущемляющей права этнических или социальных меньшинств. Может показаться, что данные высказывания противоречат друг другу, и какая свобода слова может быть регламентирована и контролирована. Но демократическое государство обязано сохранить равновесие, защищать и при этом не допускать высказываний, влекущих за собой запугивание, насилие и ненависть внутри государства.

Конституционное право свободы вероисповедания

В современном мире независимость высказываний неотделима от принципа отсутствия дискриминации по религиозному признаку, предполагающего право на самостоятельный выбор вероисповедания. Можно относить себя к конфессии и проповедовать совместно с другими или индивидуально, или же быть атеистом.

Данное право предполагает свободное изменение религиозных убеждений, возможность распространять и действовать, основываться на своих верованиях. Но и отсутствие ограничений может нанести вред демократическому государству, так как в последнее время возникает большое количество религиозных организаций и сект, которые не только проповедуют свои идеи, но и наносят вред обществу, занимаются распространением наркотиков или вымогательством.

Комментарии