Теория естественного права
Теория естественного права берет начало с древних времен. Связанные с этой проблемой идеи существовали уже в Древней Греции (софисты, Аристотель, Демокрит, Сократ), Китае (моизм) и Риме (римские юристы, Цицерон).
Представители теории считают, что человеку от рождения принадлежат неотъемлемые права (на жизнь, личную неприкосновенность, вступление в брак, свободу, собственность, труд, равенство и др.). Эти права являются неотчуждаемыми, никто не может их лишить, за исключением случаев применения наказания за преступления. Они происходят из самой природы человека как духовного и свободного существа.
Естественное право воплощает высшую справедливость, и поэтому законы государства не должны ему противоречить. Сторонники этой теории выделяют такое понятие, как позитивное право, в которое включаются законы, принимаемые государством.
Наиболее выдающиеся представители теории – Руссо, Радищев, Монтескье, Локк, Гоббс, Гольбах и другие.
Теория естественного права находит свое отражение в конституциях различных стран мира, в том числе и в РФ. Так, в ст.17 указано, что основные права неотчуждаемы и каждому принадлежат от рождения, их осуществление не должно нарушать прав других лиц.
В настоящее время нет противопоставления позитивного и естественного права, поскольку первое направлено на охрану основных прав человека, государственное регулирование существующих отношений в обществе.
Теория естественного права и общественного договора тесно перекликаются между собой. Согласно договорной теории, люди до возникновения государства были свободны, имели неограниченные права. По трактату «О гражданине» Гоббса, люди находились в состоянии «войны всех против всех», поскольку они по своей природе склонны вредить друг другу. В естественном состоянии долго находиться было невозможно, так как оно вело к взаимному истреблению. Поэтому для своей защиты они передали часть прав государству, заключив общественный договор. Государственная власть на неотъемлемые права не распространялась, а позитивное право применялось для обеспечения справедливости.
Кроме неотъемлемых прав личности к естественному праву также относят социально-экономические (например, свобода объединений в общественные союзы и политические партии, права социальных общностей).
Существует 3 концепции источников возникновения естественного права. Согласно одной из них, оно появилось по божественному промыслу. Вторая концепция естественного права рассматривает его как привычки и инстинкты одушевленных существ. Третья выделяет в качестве источника разум человека.
Естественное право основано на следующих постулатах:
- человек имеет право на физическое самосохранение;
- для этого он опирается на свой здравый разум, который возможен только при сохранении достоинства и чести;
- как разумное существо, он трудится и имеет право на результат этой деятельности;
- в связи с тем, что люди одинаковы, никто из них не имеет больше прав;
- человек, притязающий на определенные права, должен признавать их и за другими лицами;
- для защиты естественных прав необходимо государственное регулирование.
Теория естественного права имеет большое значение, так как отрицает расслоение людей на классы, социальное неравенство. Люди имеют равные права, которые должны защищаться законодательством. Любые посягательства на них должны преследоваться уголовным законом и органами государственной власти.
Теория естественного права, кроме конституционного закрепления, нашла свое отражение в таких актах, как Декларация независимости США 1776 г, Билль о правах 1791 г, Декларация прав и свобод гражданина Франции 1789 г, а также во множестве других правовых документах.