«Кто боится Вирджинии Вульф?»: сюжет и отзывы о фильме. А кого боится Вирджиния Вульф?
Пьеса Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф?» произвела настоящий фурор, когда была впервые поставлена на Бродвее. Американские блюстители нравственности страшно возмутились тому, что семейные передряги были выставлены на всеобщее обозрение. В середине XX столетия отношения между супругами должны были напоминать глазированный пирог с цукатами. Даже малейший намёк на какие-либо разногласия строго порицался.
Не меньше удивления вызвало и название пьесы — не многие поняли, что в нём делает английская писательница-феминистка. Некоторые острословы даже придумали выпад в ответ: а кого боится Вирджиния Вульф? На самом деле истина плавает на поверхности, но доступна она только тем, кто способен видеть причины за видимым следствием.
«Кто боится Вирджинию Вульф?»: анализ взаимоотношений мужчины и женщины
Действие пьесы происходит одним вечером, когда муж и жена, возвращаясь с очередного скучного приёма, приводят в дом гостей — молодую пару, чьи отношения, казалось, не вышли ещё за пределы взаимного обожания. Они разворачивают на их глазах целый спектакль, ссорясь и осыпая друг друга оскорблениями, открывая шокирующие подробности их совместной жизни и попутно пытаясь соблазнить ошалевших от такого напора супругов. Кажется, что отношения Марты и Джорджа (главных героев) давно треснули по всем швам, явив миру взаимное презрение и ненависть. Однако при более глубоком анализе выясняется, что за всем этим кроется изощрённая психологическая игра, и даже, как ни странно, глубокое и нежное чувство.
Экранизация пьесы
В 1966 году состоялся выход экранизации пьесы Олби «Кто боится Вирджинии Вульф?». Фильм с участием Элизабет Тейлор и Ричарда Бёртона, чья семейная жизнь тоже была весьма бурной, произвёл не меньший фурор, чем оригинал. Он получил 5 «Оскаров»: его удостоились обе женские роли, оператор, художник и костюмер. Но номинированы на премию были абсолютно все актёры, чего раньше никогда не было. Интересно, что фильм стал супердебютом режиссёра Майкла Николса. Для своего времени он был настолько начинён откровенными сценами, что ему впервые за всю историю кинематографа была присвоена ремарка «От 18 и старше».
При чём тут Вирджиния Вульф?
Название художественного произведения — это его дорожная карта, кратчайший путеводитель к смыслу и основной идее. Так мы привыкли думать, воспитанные на величайших книгах. «Братья Карамазовы», «Мастер и Маргарита», «Ромео и Джульетта» сразу обрисовывают, на каких персонажах нужно сосредоточить своё внимание. «Вишнёвый сад», «Триумфальная арка» - это иносказательная отсылка, в которой интерьер превращается в самостоятельное действующее лицо. Но в чём смысл названия «Кто боится Вирджинии Вульф?»? Спектакль и вышедший позднее фильм настолько ошарашили публику, что о присутствии в произведении пятого персонажа (кроме Марты, Джорджа и двух их гостей) никто даже не задумался. А ведь английская писательница незримо освещает весь ход действия.
Литература XX века, не отставая от других видов искусства, постоянно занималась поисками новых способов выражения. Смесь психоанализа, рефлексии и эстетствующего созерцания жизни получила название «потока сознания». Эпические саги Джойса, Пруста, Элиота стали библией нового поколения. В этой среде Вирджиния Вульф заняла своё достойное место.
Внутренний мир автора «Миссис Даллоуэй»
С самого раннего детства Вирджинию преследовали тяжёлые депрессии. В возрасте 13 лет её пытались изнасиловать собственные кузены, потом она пережила смерть матери. Эта боль, причинённая в нежном возрасте, так и не зарубцевалась в течение всей жизни, наложив грубый отпечаток на психику. Свою деятельность в литературе в качестве писателя, издателя и критика она посвятила выведению женщин из тени мужского самолюбия. Книги Вирджинии Вулф вошли в золотой фонд мирового модернизма. Её меньше всего интересовал сюжет и характеры героев, она постоянно занималась изучением и пристальным рассматриванием того, что сама называла «ускользающей личностью».
А кого боится Вирджиния Вульф?
Всю свою жизнь писательница страдала от головных болей и приступов галлюцинаций. Даже в высшей степени счастливый брак с Леонардом Вульфом, основанный на полном взаимоуважении и поддержке друг друга, не спас её от соскальзывания в безумие, которое закончилось погружением в холодные воды реки Уз. Через своих героев она мучительно пыталась примирить действительность со своим внутренним миром, но окончательного воссоединения так и не произошло. Если задаться вопросом, кого боится Вирджиния Вульф, то ответ будет лежать в глубине её пошатнувшегося сознания — себя самой.
Отзывы о фильме
Конечно, в первую очередь поражает в фильме игра актёров. И зрители, и критики просто не узнали в признанной красавице с фиалковыми глазами эту фурию, беснующуюся на экране. Непередаваемый накал страстей держит зрителя в постоянном напряжении почище любого триллера. Причём и исполнители ролей второго плана оказались на высоте, создавая необходимый фон для борьбы двух раздираемых противоречиями характеров.
Немалое количество восторженных отзывов заслужила и операторская работа. В фильме огромное количество крупных планов, и все они разные. Ни в одном кадре выражение лиц не повторяется, камера чутко следует за работой каждой мимической мышцы. От этого создаётся впечатление более реальное, чем от эффекта присутствия. Кажется, что зритель приглашается даже не в комнату, где происходит действие, а в самую душу героев.
Правда, есть и такие зрители, которые не оценили драматургического накала фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?». Отзывы, в которых семейная драма представлена ничем иным, как пустой болтовнёй, немногочисленны, но всё же присутствуют на форумах. Скорее всего, фильм не мог понравиться тем, кто в своей семейной жизни отрицает даже возможность открытого выражения чувств. Ведь многие привыкли прятать свои проблемы под маской внешнего благополучия и заученных улыбок. А кто-то настолько не пытается понять партнёра, что ему и в голову не придёт, что в совместной жизни могут быть какие-то трещины.
Для своего времени фильм стал плевком в сторону пуританской общественности, налагающей на семейную жизнь обязательство быть счастливой и безоблачной. Он показал, что брак настоящих, живых людей весьма далёк от идеальной вселенной Кена и Барби. Но одновременно он ставит и серьёзный вопрос: а можно ли вообще избежать такой ситуации, когда двое любящих людей начинают играть в опасные игры со своими чувствами, подвергая их испытаниям на прочность? Не от скуки ли это происходит? Для того чтобы указать читателям, где следует искать разгадку, автор пьесы ввёл несуществующее действующее лицо — писательницу, всю свою жизнь посвятившую поиску скрытых психических мотивов поведения. Кого боится Вирджиния Вульф? Ответ, как уже было сказано выше, очевиден: своего внутреннего мира, который способен разрушить хрупкое мироздание реального. Дословный перевод пьесы должен был бы звучать как «Не боюсь Вирджинию Вульф», то есть не боюсь заглянуть в себя и принять вызов себя-настоящего себе-вымышленному.