Сэмюэл Морзе: биография

Во все времена встречаются люди одаренные, способные вырабатывать и воплощать в жизнь неординарные идеи, создавать что-то необыкновенное и нужное человечеству. Как правило, ярко выраженный талант ведет своего обладателя по своей особенной жизненной тропе, не отклоняясь ни на шаг от намеченного пути… А есть в истории примеры людей уникальных, освоивших одинаково успешно совершенно различные сферы, создав в каждой из них нечто принципиальное новое и совершенное. Одним из таких выдающихся представителей человечества стал Сэмюэл Морзе. Кто такой этот Морзе? Чем он известен?

Формирование творческого мировоззрения художника

Самуэль Морзе, дата рождения которого приходится на 27 апреля 1791 года, появился на свет в небольшом американском городке под названием Чарльзтаун, расположенном в штате Массачусетс. Отец Самуэля был проповедником и с раннего детства старался пробудить в своем сыне желание учиться.

В результате родительских стараний молодой человек вырос любознательным и талантливым. Он успешно поступил в университет в Йеле в 1805 году, во время обучения в котором и формировалось его творческое мировоззрение постоянно ищущего человека.

Изучение живописи

Особый трепет и интерес у Морзе вызывала живопись. Он старательно изучал ее в студенческие годы, и, окончив университет, отправился в Англию, чтобы научиться живописи у легендарного Вашингтона Олстона. По признанию современников, молодой человек демонстрировал недюжинные способности в изобразительном искусстве. Уже в 1813 году он написал известную картину под названием «Умирающий Геркулес», которая нашла пристанище в Лондонской королевской академии художеств. Работа была высоко оценена любителями искусства, и Морзе даже наградили за нее золотой медалью. В 1815 году молодой художник вернулся в Америку.

Успех художника

На родине его ждал не меньший успех – за несколько лет Сэмюэл Морзе (фото) стал кумиром начинающих художников того времени. Множество талантливых работ, принадлежавших его кисти, украшали стены музеев и высоко оценивались даже самой взыскательной аудиторией. Он же написал известный всему миру портрет одного из президентов США Джеймса Монро.

Позднее он стал основателем знаменитой Национальной Академии рисунка, которая вначале была обычным обществом живописцев, но благодаря художественным и организаторским способностям Морзе, за несколько лет сильно преобразилась.

Несмотря на стабильный успех, Сэмюэл Морзе не останавливался на достигнутом и продолжал развиваться. В 1829 году он вернулся в Европу. На этот раз целью было изучение того, как устроены и функционируют европейские школы искусств.

Этот опыт он собирался перенести на американскую действительность и еще больше усовершенствовать свою Академию.

Судьбоносное путешествие

Спустя три года Сэмюэл Морзе в Гавре сел на судно под названием «Салли», которое под руководством капитана Пелла направлялось в Нью-Йорк. Путешествие на этом паруснике стало для Сэмюэля судьбоносным и поворотным. Среди пассажиров оказался знаменитый врач Чарльз Джексон. Он славился своим новаторством в медицине – именно он открыл наркоз и прочие современные методы анестезии. В этот раз он показывал остальным пассажирам своего рода научный фокус: подносил к компасу отрезок провода, который был присоединен к гальваническому элементу. В результате стрелка начинала вращение.

Идея передачи сигналов

Следует отметить, интересы Сэмюэля Морзе не ограничивались строго миром живописи, поэтому, когда он стал свидетелем этого опыта, в нем загорелась одна из его самых замечательных идей, изменившая мир. Он был в курсе опытов, которые проводил Фарадей, а также экспериментов Шиллинга, когда из магнита «извлекались искры». И все это побудило его создать своего рода систему для передачи сигналов по проводам на расстоянии с помощью различных комбинаций искр. Идея, столь неожиданная для художника, захватила его ум целиком и полностью.

Судно «Салли» плыло к американским берегам еще месяц. За это время Сэмюэл Морзе нарисовал чертежи предполагаемого аппарата для передачи сигналов. Потом несколько лет он работал над созданием этого устройства, но достичь ожидаемого результата так и не получалось. Помимо напряженной работы, на Самюэля свалилось несчастье – скончалась его супруга, оставив его одного с тремя детьми. Однако Морзе не бросал своих экспериментов.

Первая попытка собрать аппарат для передачи данных

Спустя некоторое время он получил должность профессора живописи в университете Нью-Йорка. Именно там впервые он показал публике изобретенный аппарат для передачи информации. Результат был впечатляющим – сигнал был подан на расстояние более полутора тысяч футов.

Особенно яркое впечатление устройство произвело на американского предпринимателя по имени Стив Вэйл. Он заключил с Морзе своеобразную сделку: он выделяет для его опытов две тысячи долларов, а также находит место, подходящее для исследований, а Сэмюэл в ответ обязуется взять себе в ассистенты его сына. Морзе с радостью согласился на предложенные условия, и результат не заставил себя долго ждать. В 1844 году им удалось передать на расстоянии первое сообщение. Его текст был незамысловатым, но вполне четко отражал происходящее: «Чудны дела твои, Господи!». Это был первый в истории человечества телеграфный аппарат.

Азбука Морзе

Дальнейшие исследования и эксперименты двух увлеченных людей привели к созданию знаменитой азбуки Морзе – системы кодирования с помощью коротких (точка) и длинных (тире) посылок или символов. Однако историки не пришли к единому мнению по поводу авторства - многие полагают, что создателем азбуки Морзе был его партнер – сын пожертвовавшего деньги магната Альфред Вэйл.

Как бы там ни была, азбука, изобретенная в те времена, сильно отличалась от той, которую применяют в настоящее время. Она была гораздо сложнее, и включала в себя посылки не двух, а трех различных длин – точка, тире и удлиненное тире. Сочетания были очень сложными и неудобными, в связи с чем в последующие годы другие изобретатели значительно видоизменили систему кодирования, приблизив ее по содержанию и простоте к той, которой человечество пользуется сейчас. Но как ни парадоксально, изначальный вариант азбуки применялся довольно долго – вплоть до середины двадцатого столетия, правда, так долго сохранялся он только на железной дороге.

Доказать миру необходимость и применимость телеграфа оказалось не просто. Пока изобретение не давало стабильного и очевидного результата, Самуэль Морзе, дети которого остро нуждались в средствах на жизнь, не встречал поддержки ни на родине, ни за рубежом. Ученый-художник находился на грани бедности, но не терял надежды добиться поставленной цели. Когда это случилось, ему пришлось доказывать свое авторство, ведь былые инвесторы и партнеры накинулись на его детище, подобно воронам. Сэмюэл Морзе и его азбука произвели настоящий фурор в научных и общественных кругах

Общественная и семейная жизнь

Сэмюэл Морзе, биография которого полна крутых поворотов, оказался уникальным человеком, который смог проявить себя в двух совершенно разных сферах удивительно успешно. Несмотря на то, что телеграф, как способ передачи информации, был довольно быстро вытеснен телефоном и радио, система передачи информации, как идея, актуальна по настоящее время. В девятнадцатом веке это изобретение стало сенсационным, и принесло Морзе не только славу, но и материальное благополучие – страны, начавшие использовать устройство Морзе, выплатили изобретателю значительное вознаграждение, которого хватило на приобретение огромного имения, в котором расположилась вся большая семья Сэмюэла, и на то, чтобы этот удивительный человек до конца своей жизни щедро одаривал других. Он активно занимался благотворительностью, выделял деньги для школ, для различных обществ по развитию искусства, музеев, а также поддерживал молодых ученых и художников, памятуя о том, как ему самому однажды помог магнат Вэйл.

Слава Самюэля Морзе, как великолепного художника, не угасает и по сей день. Его работы хранятся в различных музеях мира, и по праву считаются ярчайшими образцами изобразительного искусства. А изобретенное им телеграфное устройство обрело постоянное место нахождения в Американском национальном музее.

Морзе был дважды женат, всего от обоих браков у него было семеро детей. Перед смертью, 2 апреля 1872 года, его окружало огромное количество благодарных и любящих членов семьи.

Комментарии