Кто такой литературный негр?

Автор, который публикует ежегодно несколько десятков книг, вызывает зависть у коллег и сомнение у читателей. Неужели один человек способен выдавать такой внушительный объем текста без сторонней помощи? Возможно, в литературной деятельности ему помогает так называемый литературный негр. Или даже группа писателей-призраков. Кто такой литературный негр? Кому необходим подобный специалист? И как высоко ценится труд безымянного автора?

Кто такой «писатель-призрак»?

Литературный негр – это наемный автор, книги которого широко известны, фамилия – отнюдь. Он создает художественные и публицистические произведение или отдельные его главы и получает за такой труд денежное вознаграждение. Об известности на литературном поприще он и не мечтает, поскольку его творения публикуются исключительно под псевдонимом известного человека или раскрученного автора.

Литературный негр нередко является частью творческой команды. То есть коллектив авторов трудится в рамках определенного проекта, результатом которого является издание книги. Таких специалистов называют по-разному. Слово «негр» уже давно звучит неэтично даже в российском обществе. А потому в отечественном литературном мире можно услышать эквиваленты и заимствования из английского языка: «призрак пера», «книггер», «литературный призрак» и так далее.

Вознаграждение безымянного автора

О том, сколько зарабатывает литературный раб, точных данных нет. Ни один из плодовитых авторов никогда не признается в том, что на него «батрачат» несколько книггеров. По сути, эта деятельности нарушает закон об авторских правах и в обществе не вызывает уважения.

На Западе создание художественного или публицистического произведения по этой схеме в последние годы мало практикуется. За границей налоговая система более жесткая. Опубликовать собственную книгу жителю Германии, Франции или Швеции не так сложно, как россиянину. Да и менталитет жителей стран Европы и Америки несколько отличается от русского.

Специалисты из области книгоиздания и литературы утверждают, что если люди пишут книги под псевдонимом, на который не имеют патента, то надеяться на большие заработки им не приходится. К тому же в издательском мире существует мнение, что платить много «призракам пера» не стоит. Ведь в таком случае они станут меньше писать. Гонорар от каждой книги, которая создается по подобной схеме, делится между издателем, официальным автором и так называемым писателем-призраком. Последний получается самую малую часть от прибыли. Следует сказать, что существенным фактором, который влияет отрицательно за заработок как автора, так и «литературного призрака», является сетевое пиратство. В последние годы наблюдается общее падение интереса к книге.

Законы издательского дела

Для того чтобы разобраться в том, чем занимаются литературные призраки, следует вникнуть в систему книгоиздания. Издание любой книги направлено на получение прибыли. А стало быть, в этой сфере работают законы, которые едины для любого вида бизнеса. Издатель – это специалист, который вкладывает деньги в литературное произведение. Но делает он это исключительно из корыстных соображений.

В мелкие и крупные издательства отправляют свои творения авторы со всей страны. Среди них – талантливые писатели, люди, мечтающие об огромных гонорарах, и просто графоманы. Выудить из большого количества рукописей ту самую, которая способна принести доход издательству, редактору не так просто.

Опубликовать книгу автору, чья фамилия у потенциальных читателей на слуху, несложно. Издать свое произведение начинающему писателю – почти невозможно. По крайней мере, так утверждают те, кто издавал либо предпринимал попытки опубликовать свое литературное творение.

Раскрученный псевдоним

Имя автора многотиражных изданий – это своего рода бренд. Книга, на обложке которой красуется его фамилия, непременно будет куплена. Следовательно, чем больше он напишет таких произведений, тем внушительнее будет и его гонорар, и доход издателя. Но создавать каждый месяц по произведению мало кому под силу. У известной личности иногда на это не хватает времени, сил, нередко и таланта. Безымянный автор – специалист, который помогает решить подобные проблемы. Он получает четкое задание и выполняет его с учетом временных рамок.

Специфика работы «литературного призрака»

Работа литературным негром подразумевает наличие писательских способностей. А потому среди призраков-писателей зачастую встречаются студенты Литературного института им. Горького. Такой специалист создает произведение с учетом ряда требований: соблюдение стиля, сюжетной линии, необходимого объема. Но труд этот мало общего имеет с настоящим творчеством.

Нередко «литературный раб» пишет художественные книги низкого качества, исключительно дабы повысить свое материальное благосостояние. А в свободное время предается любимому занятию. То есть создает произведения, которые имеют литературную ценность. По крайней мере, он так полагает. Но эти творения по ряду причин не принимает ни одно издательство. Некоторые литераторы полагают, что работа «писателя-призрака» имеет рад положительных качества. И главное из них – возможность приобрести творческий опыт.

Кто пользуется услугами «литературных негров»?

Кто автор книг, которые повествуют о жизни знаменитой балерины, яркого политика, легендарного музыкального исполнителя? Сегодня пользуется широкой популярностью мемуарная проза. В подобных произведениях речь ведется от первого лица. Но это ни о чем не говорит. Желания поведать всему миру о своих достижениях мало для написания книги. А мечта заработать на публикации фактов из личной жизни не осуществится при отсутствии литературных способностей.

Кто автор автобиографии знаменитости, читатель может и не узнать. Имя «литературного призрака» он не найдет на обложке издания. И в этом главное различие в значении таких понятий, как «безымянный автор» и «соавтор». Следует также не путать «писателя-призрака» с «литературным редактором». Имя первого, как уже было сказано, неизвестно. Второй получает свой гонорар на основании заключенного договора. Фамилию литературного редактора можно увидеть на обратной стороне обложки.

Как стать «писателем-призраком»?

Возможность заработать и приобрести неоценимый опыт в литературном творчестве – неплохая мотивация для поиска подобной вакансии. Как стать «литературным негром»? Вакансии на эту должность в Интернете не найдешь. Причины тому понятны. Но если задаться целью, все же можно найти предложения о сотрудничестве, которые начинаются со слов «Требуется литератор». Представители этой загадочной профессии иногда находят работодателя благодаря публикациям своих творений в Интернете.

Литература или чтиво?

Художественные книги всегда пользовались высоким спросом в нашей стране. Но наступило время ширпотреба. Современные читатели часто произносят фразу, которая начинается со слов: «мой любимый писатель» и завершается фамилией автора, чья деятельность имеет мало общего с литературной. Возможно, все дело в современном ритме жизни. Человеку некогда задумываться о вечном. Чтение серьезной литературы требует душевного и мыслительного напряжения. А фразу «Мой любимый писатель - Достоевский» услышать можно все реже.

Полки магазинов ломятся от книг с яркими обложками. Их авторы поражают уровнем производительности. От десяти книг в год. Конвейерную работу эти люди нередко совмещают со светским образом жизни и участием в разнообразных телевизионных шоу. А потому у читателей и критиков и рождаются подозрения относительно честности таких авторов.

Как к работе безымянного автора относятся опытные современные писатели? Некоторые из них уверяют, что никогда не встречали представителей этой профессии. Другие верят в их существование, но всячески отвергают сотрудничество с таковыми. Но писатели-призраки были, есть и будут. Их труд потеряет актуальность тогда, когда люди перестанут читать. А это едва ли когда-нибудь наступит. Потому как издание книг – это не что иное, как прибыльный бизнес. Но, к сожалению, зарабатывает безымянный автор немного. Большую часть прибыли от книги получает тот, чье имя указано на обложке.

Лингвистическая экспертиза

Доказать авторство теоретически несложно. Для этого существует так называемая лингвистическая экспертиза. Это мероприятие позволяет проанализировать стиль автора. Но подпольные работники без труда имитируют особенности построения предложений и характерные речевые обороты того или иного писателя. И раскрученные авторы, не опасаясь разоблачения, продолжают «творить», штампуя каждый год по двадцать - тридцать произведений.

Авторы, вызывающие сомнения

Профессиональные литераторы уверяют, что в год можно создавать не более двух романов. Те, кто пишет больше, либо пользуются трудом малооплачиваемых авторов, либо выдают низкокачественный текст. Но бульварная проза продолжает пользоваться популярностью, несмотря на всяческую критику. Книги Дарья Донцовой, Татьяны Поляковой и Марины Серовой покупали и продолжают покупать.

Сюжеты современных популярных книг, которые издаются, как правило, в мягком переплете, не имеют уникальности. Герои в таких произведениях говорят одним языком. О наличии художественных образов в творчестве раскрученных авторов и говорить не приходится. Их творения – результат рекламной кампании. А потому правдивость слов писателя, который пишет с неимоверной скоростью низкопробные детективы, о том, что делает он это самостоятельно, можно и не подвергать сомнению. Создать десять романов в течение года невозможно. Написать дюжину бездарных книг – вполне реально.

Дарья Донцова

Один из коллег этого автора сказал однажды, что писать так бездарно и пошло может лишь один человек. Но никак не коллектив «писателей-призраков». Литературные негры Донцовой – тема, которая в прессе освещалась не раз. У этой писательницы самые большие тиражи.

Девяносто пять процентов российских авторов получают за издание книги не более ста тысяч рублей. Гонорар Донцовой достигает ста пятидесяти тысяч долларов в месяц. Этот автор является самым плодовитым в современном литературном мире. Жесткому обсуждению подвергает как качество ее произведений, так и скорость, с которой она их пишет.

Но Дарья Донцова не обращает внимания на критику, а продолжает творить. Автор книг в жанре «иронического детектива» не только пишет, но и получает за свои творения литературные премии. К тому же находит время для частых выступлений на телевидении. Но если отбросить в сторону вопросы художественного качества произведений, можно прийти к выводу, что проект «Дарья Донцова» приносит удовольствие миллионам читателей, прибыль издательству, внушительный гонорар Агриппине Аркадьевне Донцовой (настоящее имя писательницы). А если допустить версию об использовании труда наемных литературных работников, то возможность заработать и приобрести опыт есть и у неизвестных авторов.

Марина Серова

Имя этой писательницы – псевдоним, под которым работает группа авторов. Коллективная работа под неким брендом сегодня распространена в литературном мире. Проект приносит доход каждому из его участников. Книги пользуются популярностью. И следует сказать, что сегодня многие «писатели-призраки» перекочевали на телевидение, где также имеют возможность применить свои таланты. И под именем известного сценариста могут трудиться «литературные негры». А стало быть, они являются представителями отдельной востребованной профессии.

Комментарии