Роль практики в познании: основные понятия, их формы и функции, критерий истинности
Любопытство – это двигатель прогресса, без которого сложно представить развитие нашей цивилизации. Знание представляет собой объективную реальность, которая воспроизводит реальную картину окружающего мира. Человек всегда стремился разобраться в том, как все работает. Поэтому так важна роль практики в познании, ведь она обеспечивает совершенствование, расширение и углубление уже собранных сведений. Ей и будет посвящена сегодняшняя статья. Мы обсудим понятие практики, роль практики в познании и критерии истинности.
Определение понятий
Если мы хотим понять, какова роль практики в познании, сначала нужно определиться с основными терминами. Оба понятия плотно взаимосвязаны. Считается, что познание и практика – это две стороны исторического процесса. Человек стремится разобраться в закономерностях и особенностях работы мира. Однако это нельзя сделать за один раз, поэтому нужны годы практики, помогающие расширить накопленный опыт. Выделяют три основных аспекта знания:
- Способности, навыки и умения. Этот аспект связан с осведомленностью человека, как что-то делается или осуществляется.
- Вся информация, значимая для процесса познания мира вокруг.
- Гносеологическая форма связи человека и действительности. Этот аспект представляет собой особую познавательную единицу. Она существует только во взаимосвязи с практическим отношением.
Знание – это идеальный образ действительности. Второй и третий аспект являют предметом гносеологии. Данная наука изучает закономерности познания. Ею занимались еще античные философы. В гносеологии преуспели софисты. Например, Протагор и Горгий. Они стремились развивать гибкость мышления, а для этого был необходим целостный взгляд на мир, понимание его сущности.
Формы практики:
- Трудовая деятельность (материальное производство). Эта форма является естественным бытием для людей. Она направлена на преобразование природы.
- Социальная деятельность. Эта форма представляет собой изменение общественного бытия. Она направлена на преобразование сложившихся традиций взаимодействия между людьми. Социальное действие выполняется так называемыми массовыми силами: революциями, войнами, реформами.
- Научный эксперимент. Данная форма практики представляет собой активную деятельность. В этом случае исследователь не просто наблюдает, а включается в процесс. Он может искусственно создавать условия, которые ему нужны для анализа свойств окружающего мира.
Функции практического опыта
Для человека крайне важно понимать объективную картину окружающей действительности. Практика и познание – это две стороны этого процесса. Только опытом проб и ошибок человек может разобраться, как все работает. Роль практики в познании философия можно объяснить через функции первой:
- Источник познания. Опыт вступает необходимым элементом анализа окружающей действительности.
- Движущая сила. Практика выступает основой научного познания.
- Побочная цель познания.
- Критерий истинности. Только на практике можно проверить правильность научных знаний. И это целый процесс, а не одноразовый акт.
Объяснение функций
Если описывать роль практики в познании кратко, то всегда можно сказать, что все известные нам сведения были собраны совсем не случайно. Например, человеку нужно было правильно распределять земельные участки. Для этих целей и развивалась математика. Из-за развития мореплаванья человек стал уделять внимание астрономии. Однако не всегда практика определяет познание. Иногда случает наоборот: так произошло с открытием периодического закона Менделеева. Весь познавательный процесс обусловлен практическими задачами и целями. Даже выведение абстрактных теорий направлено на разрешение проблем, с которыми столкнулось человечество на пути своего развития. Роль практики в познании такова, что она помогает находить все новые свойства знакомых явлений. Она обеспечивает науку все новыми техническими средствами, оборудованием, приборами и инструментами. Метод проб и ошибок используется на всех этапах исследования. Нужно понимать, что все эксперименты и наблюдения осуществляются не столько из праздного любопытства, а из необходимости. Все полученные знания получают практическое применение. Они являются своеобразным руководством действия и служат для улучшения жизни людей.
Роль практики в познании
Гносеология – это отдельный раздел философии. Он изучает роль практики в научном познании. Ф. Бэкон выделял три способа изучения мира:
- «Путь наука». В этом случае исследователь выводит истины из чистого сознания. Бэкон подвергал этот присущий схоластам метод.
- «Путь муравья». В этом случае исследователь собирает различные факты, но не обобщает их концептуально. Это также ложный способ познания.
- «Путь пчелы». Данный способ представляет собой обобщение первых двух. В этом случае исследователь использует как свое чувственное, так и рациональное начало.
Критерии истины
Цель познания – это понимание объективной картины мира. Категория истины является главной для теории познания. Получение объективной картины мира возможно только методом проб и ошибок. Истина представляет собой знание, которое соответствует своему реальному предмету. Основным ее критерием является то, что она признается многими людьми. Также истина должна быть полезной и выгодной для человеческого сообщества. Однако зачастую это понятие является относительным. Выбор между различными концепциями и теориями, которые рисуют картину окружающего мира, часто является достаточно субъективным.