Определение стратегии социально-экономического развития государства
В рыночных условиях государство обеспечивает организацию экономического порядка. Оно выступает в качестве субъекта, ответственного за установление правил, и гаранта их соблюдения. Переход к современной рыночной системе сопряжен с решением проблемы выбора между достижимостью цели и скоростью выполнения соответствующих задач. Ключевые направления процесса определяет стратегия социально-экономического развития Российской Федерации. Рассмотрим основные ее положения.
Общие сведения
Стратегия социально-экономического развития России представляет собой систему мероприятий, которые ориентированы на достижение долгосрочных целей. При этом учитывается вклад всех субъектов страны в решение задач. В основу стратегии социально-экономического развития закладываются высокие, достойные государства, но вместе с этим достижимые цели. Эта программа ориентирована на превращение РФ в динамичную державу с соответствующей интенсивностью труда и деловой инициативой, последовательной и разумной деятельностью правительства.
Общественная консолидация
Реализация стратегии социально-экономического развития зависит от различных факторов. Одним из ключевых выступает консолидация общества. Для активации этого процесса необходим ряд условий:
- Выбор цели, обладающей объединяющим потенциалом. Она должна обеспечивать соединение усилий всех субъектов общества. Создание рыночных механизмов должно основываться на институтах легитимности собственности.
- Формирование новой социальной системы. Она должна обеспечивать регулирование поведения субъектов в рамках достижения государственных целей.
Уровень благосостояния
При разработке стратегии социально-экономического развития страны необходимо учитывать качество жизни населения. Успех программ во многом будет определяться динамикой создания среднего класса в государстве. Его формирование предполагает построение новой потребительской модели в рамках стандарта благосостояния. Он, в свою очередь, должен включать в себя высокую степень обеспеченности продукцией длительного пользования, качественное жилье, услуги образования и здравоохранения. Сегодня, как показывают статистические данные, по западному стандарту благосостояния живет только 5-7% россиян. Доля населения, чей среднедушевой доход не покрывает прожиточного минимума, составляет порядка 40%.
Инвестиционный прорыв
Он выступает в качестве решающего условия обеспечения экономического роста страны. Инвестиционный прорыв предполагает:
- Форсированное увеличение капиталовложений.
- Инновационное наполнение финансирования.
- Инвестиционную поддержку главных народнохозяйственных секторов.
В свою очередь, для придания капиталовложениям определяющего характера, они должны быть материально обеспечены отечественным производством. Особая роль в этом принадлежит машиностроительному комплексу. В этой связи в стратегии социально-экономического развития присутствует раздел о модернизации этого сектора на базе оборудования, выпускаемого как внутри страны, так и за рубежом.
Предполагаемые угрозы динамике
При составлении стратегии социально-экономического развития следует учитывать несколько факторов, оказывающие негативное влияние на ход процесса, формирующие препятствия в достижении целей. К ним относят:
- Недостаточный внутренний спрос.
- Внешние долги.
- Неподготовленность инвестиционного комплекса к крупномасштабным капвложениям.
- Непропорционально высокая скорость повышения стоимости топлива, электроэнергии, транспортных тарифов.
Участие субъектов страны
Разработанная программа может изменяться в зависимости от общественно-хозяйственной и политической ориентации деятельности государства на том или ином этапе. Общая государственная схема всегда неоднородна относительно административно-территориальных единиц, формирующих его. Такая ситуация обуславливается в первую очередь разным уровнем обеспеченности ресурсами. Немаловажное значение имеют и специфика хозяйственной структуры, достигнуты уровень развития в той или иной экономической сфере региона. В течение нескольких последних лет отмечается активное усиление самостоятельности административно-территориальных единиц. При этом ответственность субъектов за региональное социально-экономическое развитие становится с каждым годом все выше.
Анализ ситуации
Стратегия социально-экономического развития региона предполагает всестороннюю оценку состояния дел. Она составляется как по объективным, так и субъективным показателям. К первым, в частности, относят макроэкономические условия, позицию региона в общем разделении труда, отраслевую структуру, географическое положение, наличие природных ресурсов и пр. Субъективными факторами в первую очередь выступают методы управления. Проведенные в последние годы реформы показали, что регионы, применяющие прогрессивные подходы в администрировании, намного меньше подвергаются кризисным тенденциям. В сложной ситуации, в процессе выхода из кризиса относительным преимуществом обладают те субъекты, которые использовали адекватные инструменты и методы управления.
Стратегия социально-экономического развития региона: специфика
Разработка программы на долгосрочную перспективу относится к функциям центральной власти субъекта. Решение этой задачи становится наиболее актуальным в условиях постоянных структурных изменений и во время кризиса. Выход из такого состояния может быть достаточно болезненным, если процессы будут проходить без какой-либо координации со стороны администрации. При активном участии местной власти выход из сложной ситуации может сопровождаться незначительными издержками. Для этого администрации необходимо использовать имеющиеся преимущества и формировать новые. Стратегия социально-экономического развития края или иного другого субъекта страны может предусматривать использование самых разных действий. С их помощью местная власть стимулирует народнохозяйственный сектор, формирует рабочие места, повышает налоговую базу. В распоряжении администрации находится широкий спектр механизмов и инструментов. Они позволяют расширить возможности для конкретных видов деятельности, в которых наиболее заинтересовано сообщество. В стратегии социально-экономического развития республики или любой другой административно-территориальной единицы страны необходимо учитывать специфические факторы, влияющие на состояние хозяйства в пределах конкретных границ.
Концепция стадий роста
Стратегия социально-экономического развития области в частности и государства в целом разрабатывается, как выше было сказано, на долгосрочную перспективу. При ее составлении проводится анализ качественных показателей, характерных для конкретной территории. При их оценке целесообразно использовать концепцию, в соответствии с которой рост проходит в три стадии:
- Доиндустриальную.
- Индустриальную.
- Постиндустриальную.
В качестве преобладающих на первой стадии выступают добывающие отрасли:
- Лесная.
- Рыбная.
- Сельскохозяйственная.
На индустриальном этапе доминирующими считаются обрабатывающие сектора. К ним относятся пищевая и легкая, деревообрабатывающая и лесная промышленности, химическое производство, машиностроение. В постиндустриальную стадию на передний план выходят нематериальные отрасли:
- Торговля.
- Наука.
- Образование.
- Страхование.
- Финансовый сектор.
- Здравоохранение и пр.
Отличительной чертой постиндустриального общества становится резкое снижение товарного производства. При этом увеличивается доля сферы услуг, наукоемкость предприятий, повышается уровень квалификации работников, проявляется опережающая интернационализация хозяйства.
Основные тенденции
Стратегия социально-экономического развития района должна предполагать не столько количественные, сколько качественные изменения хозяйственной структуры. В настоящее время происходит интенсивная переориентация деятельности коммерческих предприятий. Тенденции развития общества говорят о том, что преимущественная сфера занятости сегодня – это область нематериального производства. Она является основной отраслью инвестирования и выступает в качестве фактора процветания граждан. Другими словами, сфера нематериального производства – парадигма экономического развития в современных условиях. В РФ в настоящее время отмечается два противоположно направленных процесса: увеличение доли сектора услуг и деиндустриализация. Последняя тенденция касается снижения удельного веса всех перерабатывающих отраслей при одновременном усилении добывающих. Этот процесс можно считать в определенной степени вынужденным. В плане последующего развития российской экономики деиндустриализация обладает негативным характером. Данная тенденция обуславливает "смещение" народнохозяйственного комплекса на первую стадию. Это, в свою очередь, свидетельствует о регрессе экономики. Вместе с этим в обществе отмечается увеличение доли сферы услуг, растет удельный вес финансовых и торговых предприятий. Эта тенденция свойственна постиндустриальной стадии. В течение ближайшего времени в субъектах предполагается существенное перераспределение рабочих ресурсов. Указанные тенденции должна учитывать стратегия социально-экономического развития муниципального образования, в котором происходящие изменения проявляются наиболее ярко. К таким административным единицам, в частности, можно отнести крупные промышленные центры страны, в которых уровень жизни населения зависит от производственного сектора.
Сырьевой фактор
В настоящее время ключевым условием становится не наличие, а эффективность использования ресурсов. На начальных этапах экономических преобразований в регионах сложилось особое положение в сырьевых отраслях. Основная доля валовых поступлений обеспечивалась за счет экспорта цветного и черного металла, газа, нефти, леса. Это способствовало сохранению промышленного потенциала всего государства и отдельных его субъектов. В 90-е гг. расширение экспорта обуславливалось главным образом заниженным курсом нацвалюты. Вместе с этим отмечалось увеличение импорта сложных товаров. Данная тенденция негативно сказалась на уровне жизни, дополнительно снизив его. Некоторые преимущества сырьевого сектора были обусловлены низкими затратами, в первую очередь небольшими расходами на оплату труда. По ходу укрепления рубля, повышения зарплат в экспортном производстве они постепенно стали сходить на нет. В этой связи ориентация на экспортные сырьевые отрасли сегодня не имеет перспектив.
Инструменты управления
Какой должна быть стратегия социально-экономического развития? Города федерального значения, как правило, одни из первых начинают разрабатывать и внедрять программы эффективного управления. Как показывает практика, наиболее эффективными инструментами являются планирование и маркетинг. Они являются испытанными средствами современного менеджмента. В условиях перехода к рыночной системе в некоторых случаях стратегическое планирование не только целесообразно, но и необходимо использовать во всех видах деятельности. Это в равной степени относится и к сельскохозяйственному, и к производственному, и к строительному, и к транспортному секторам.
Структура программы
Стратегическое планирование включает в себя:
- Определение целей.
- Анализ внешних факторов.
- Определение слабых и сильных сторон местности.
- Использование существующих и формирование новых территориальных преимуществ.
- Составление концепции.
- Разработка плана, включающего конкретные мероприятия и действия.
- Анализ результативности, корректировка задач и методов их решения.
Стратегическое планирование является процессом непрерывным. Оно задает ориентиры для принятия различных, в том числе, оперативных, тактических решений. При наличии долгосрочного плана реализация задач осуществляется на проработанной и обоснованной базе.